9 марта на Первом канале состоялась премьера новой «Угрюм-реки». Главные роли в сериале исполнили Александр Горбатов, Александр Балуев, Юлия Пересильд, Софья Эрнст и Юрий Чурсин. Режиссер Юрий Мороз рассказал, почему создатели изменили несколько сюжетных линий, а также добавили мистики. По его словам, некоторые темы романа сейчас выглядят устаревшими, а современный зритель требует более понятной для себя мотивации главных героев. «КиноРепортер» собрал еще 5 любопытных фактов о масштабном проекте.
В центре сюжета оказывается Прохор Громов – молодой человек, который проходит путь от восторженного идеалиста до одержимого золотом человека. Герой строит в непроходимых лесах Сибири собственную империю – неудивительно, что исполнителю главной роли Александру Горбатову пришлось пойти на определенные жертвы. Так, например, он сильно сбросил вес – с 110 до 87 килограммов.
Несмотря на то что в романе Вячеслава Шишкова достаточно сюжетных линий и ярко описанных подробностей, в сериальную адаптацию иногда вносились существенные изменения – прямо по ходу съемок. Так, например, роль Юлии Хлыниной увеличилась в два раза благодаря самозабвенной игре актрисы. Кстати, для кадра ей завивали волосы старинными железными щипцами, которые накаливали на газовой горелке.
Юлия Пересильд, сыгравшая Анфису Козыреву, из-за любви к которой теряют голову сразу несколько мужчин, заявила, что не хотела строить из своей героини «безумную соблазнительницу». Внешность героини тоже претерпела изменения: было решено, что Анфиса станет рыжей. Сама актриса объясняет это тем, что ее героиня становится раздражителем для всех, она – особенный человек с необычной судьбой. Наряды у Козыревой тоже яркие – в противовес исторической правде.
Юрия Миронцева, сыгравшего Ибрагима-оглы, утвердили за 5 часов. Фантастический случай произошел незадолго до начала съемок: после того как утвержденный на роль грузинский актер не смог приехать из-за проблем с получением рабочей визы, художник по гриму встретила Миронцева в автобусе по дороге на работу.
«Где-то за недели две до начала съемок мне приходит фотография от нашего художника по гриму: там Юра Миронцев в таком виде, в каком он в фильме – с большой рыжей бородой, бритый. Она пишет: «Посмотри, сейчас встретила в автобусе. Артист». А я смотрю и понимаю, что это точно тот, кто нам нужен. Я тут же пошел к Денису – это было в 2 часа дня, в 4 часа мы сделали ему пробы, и в 7 часов его утвердили. Давно с таким не сталкивался», – рассказывает режиссер Юрий Мороз.
В сериале зрители познакомятся с большим историческим периодом нашей страны – золотой лихорадкой в Сибири. Именно тогда вручную шло обустройство диких таежных мест, строились сталеплавильные заводы. Чтобы показать размах происходящего, съемки «Угрюм-реки» велись на натуре – на Урале, в Минске, в Суздале, в Кинешме, Москве и Подмосковье.
Самым сложным блоком предсказуемо оказался сибирский. Удаленность от жилья в регионе составляла по 100–150 километров, а в труднодоступные места приходилось доставлять не только людей, но и технику. Всего состоялось семь экспедиций, три локации были связаны с путешествием по реке.
«Но главное, что зритель увидит на экране реальную природу, для нас была важна достоверность происходящего», – объясняет режиссер Юрий Мороз.
Постановщик также отметил, что экранизация вышла своевременной: раньше добиться нужного эффекта им бы не позволил уровень технической подготовки.
«В нашей ситуации съемки с дрона были единственной возможностью. Нужен был объем, его можно было увидеть только сверху. Раньше мы бы этого не сняли – не нашли бы такого количества вертолетов. Для меня очень важно, чтобы в картинке была сенсорика, чтобы это было неподдельно, чтобы была бурлящая вода, скалы, тайга, на лодке плыли актеры, а не дублеры», – делится режиссер Юрий Мороз.
Изменения приходилось вносить и из-за погоды. В год съемок создатели фильма столкнулись с отсутствием настоящей зимы, из-за чего пришлось принимать меры. Поэтому весь снег в фильме – искусственный или нарисованный.
Создатели не ориентировались только на природные виды: немало сил был потрачено на строительство масштабных декораций, которые потом сводились на экране с помощью компьютерной графики.
«Мы пытались снять все честно, не на крупных планах, а на фактуре. Декорации строились в каждом из пяти городов, – говорит продюсер Денис Евстигнеев. – Например, город Громов, который Прохор построил в тайге. Начинается он с нарисованной с помощью компьютерной графики башни. Имение снимали в Подмосковье в Середниково, бараки и дамбу – в Минске, а завод и лесопилку – на Урале».
Подготовка к съемкам заняла продолжительное время. Несмотря на то что над фильмом работала команда профессионалов, за плечами которых не один исторический проект, создатели потратили много времени на изучение архивов, этнографические материалы о тунгусах, фото и документы о строительстве заводов и мануфактур и разработке золотых приисков.
Реквизитор Александр Пугачев изучал, что ели в сибирских купеческих семьях.
«Я консультировался с поварами, которые занимаются русской кухней, – что как подавалось, с чем, сколько было смен блюд. Ели крепко, не так, как сейчас. У нас наливочки были бутафорские, конечно, но вообще в Сибири ценились ягодные, а еще больше –настойки от 17 до 40 градусов, хреновухи, медовые напитки – наименований было бесконечное множество. Это была целая культура, которая сейчас почти полностью потеряна», – отмечает он.
Тщательные исследования также касались золотодобычи – как золото мыли частные старатели до изобретения паровых машин и как правильные цвет и сияние воссоздавали реквизиторы.
«Золотой амулет Прохора делали из меди, и затем он был позолочен, чтобы получился правильный цвет и сияния. А промысловое золото изготовляли по геологическим образцам и затем напыляли золотой краской», – отмечает Александр Пугачев.
Одежде также уделяли немало внимания. По словам художника по костюмам Ларисы Лебедевой, основной задачей было взять исторически подлинную вещь и максимально облегчить ее. Не обошлось без творчества: референсами были картины художников-передвижников, в мистических сценах использовали китайские мотивы, а костюмы тунгусов шили вручную и даже консультировались с шаманом.
В музыке тоже старались соблюдать историческую достоверность.
«В этот раз я в определенном смысле традиционен – использовал русские интонации и этнические инструменты. Особенно много этнических мотивов и напевов в той части, которая связана с образом тунгуски-шаманки Синильги», – рассказывает композитор и дирижер проекта Юрий Потеенко.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…