Премьера сериала состоится на Первом канале 9 марта.
9 марта на Первом канале состоялась премьера новой «Угрюм-реки». Главные роли в сериале исполнили Александр Горбатов, Александр Балуев, Юлия Пересильд, Софья Эрнст и Юрий Чурсин. Режиссер Юрий Мороз рассказал, почему создатели изменили несколько сюжетных линий, а также добавили мистики. По его словам, некоторые темы романа сейчас выглядят устаревшими, а современный зритель требует более понятной для себя мотивации главных героев. «КиноРепортер» собрал еще 5 любопытных фактов о масштабном проекте.
Актерские жертвы
В центре сюжета оказывается Прохор Громов – молодой человек, который проходит путь от восторженного идеалиста до одержимого золотом человека. Герой строит в непроходимых лесах Сибири собственную империю – неудивительно, что исполнителю главной роли Александру Горбатову пришлось пойти на определенные жертвы. Так, например, он сильно сбросил вес – с 110 до 87 килограммов.
Нововведения
Несмотря на то что в романе Вячеслава Шишкова достаточно сюжетных линий и ярко описанных подробностей, в сериальную адаптацию иногда вносились существенные изменения – прямо по ходу съемок. Так, например, роль Юлии Хлыниной увеличилась в два раза благодаря самозабвенной игре актрисы. Кстати, для кадра ей завивали волосы старинными железными щипцами, которые накаливали на газовой горелке.
Юлия Пересильд, сыгравшая Анфису Козыреву, из-за любви к которой теряют голову сразу несколько мужчин, заявила, что не хотела строить из своей героини «безумную соблазнительницу». Внешность героини тоже претерпела изменения: было решено, что Анфиса станет рыжей. Сама актриса объясняет это тем, что ее героиня становится раздражителем для всех, она – особенный человек с необычной судьбой. Наряды у Козыревой тоже яркие – в противовес исторической правде.
Счастливая случайность
Юрия Миронцева, сыгравшего Ибрагима-оглы, утвердили за 5 часов. Фантастический случай произошел незадолго до начала съемок: после того как утвержденный на роль грузинский актер не смог приехать из-за проблем с получением рабочей визы, художник по гриму встретила Миронцева в автобусе по дороге на работу.
«Где-то за недели две до начала съемок мне приходит фотография от нашего художника по гриму: там Юра Миронцев в таком виде, в каком он в фильме – с большой рыжей бородой, бритый. Она пишет: «Посмотри, сейчас встретила в автобусе. Артист». А я смотрю и понимаю, что это точно тот, кто нам нужен. Я тут же пошел к Денису – это было в 2 часа дня, в 4 часа мы сделали ему пробы, и в 7 часов его утвердили. Давно с таким не сталкивался», – рассказывает режиссер Юрий Мороз.
Масштабные съемки
В сериале зрители познакомятся с большим историческим периодом нашей страны – золотой лихорадкой в Сибири. Именно тогда вручную шло обустройство диких таежных мест, строились сталеплавильные заводы. Чтобы показать размах происходящего, съемки «Угрюм-реки» велись на натуре – на Урале, в Минске, в Суздале, в Кинешме, Москве и Подмосковье.
Самым сложным блоком предсказуемо оказался сибирский. Удаленность от жилья в регионе составляла по 100–150 километров, а в труднодоступные места приходилось доставлять не только людей, но и технику. Всего состоялось семь экспедиций, три локации были связаны с путешествием по реке.
«Но главное, что зритель увидит на экране реальную природу, для нас была важна достоверность происходящего», – объясняет режиссер Юрий Мороз.
Постановщик также отметил, что экранизация вышла своевременной: раньше добиться нужного эффекта им бы не позволил уровень технической подготовки.
«В нашей ситуации съемки с дрона были единственной возможностью. Нужен был объем, его можно было увидеть только сверху. Раньше мы бы этого не сняли – не нашли бы такого количества вертолетов. Для меня очень важно, чтобы в картинке была сенсорика, чтобы это было неподдельно, чтобы была бурлящая вода, скалы, тайга, на лодке плыли актеры, а не дублеры», – делится режиссер Юрий Мороз.
Изменения приходилось вносить и из-за погоды. В год съемок создатели фильма столкнулись с отсутствием настоящей зимы, из-за чего пришлось принимать меры. Поэтому весь снег в фильме – искусственный или нарисованный.
Внимание к мелочам
Создатели не ориентировались только на природные виды: немало сил был потрачено на строительство масштабных декораций, которые потом сводились на экране с помощью компьютерной графики.
«Мы пытались снять все честно, не на крупных планах, а на фактуре. Декорации строились в каждом из пяти городов, – говорит продюсер Денис Евстигнеев. – Например, город Громов, который Прохор построил в тайге. Начинается он с нарисованной с помощью компьютерной графики башни. Имение снимали в Подмосковье в Середниково, бараки и дамбу – в Минске, а завод и лесопилку – на Урале».
Подготовка к съемкам заняла продолжительное время. Несмотря на то что над фильмом работала команда профессионалов, за плечами которых не один исторический проект, создатели потратили много времени на изучение архивов, этнографические материалы о тунгусах, фото и документы о строительстве заводов и мануфактур и разработке золотых приисков.
Реквизитор Александр Пугачев изучал, что ели в сибирских купеческих семьях.
«Я консультировался с поварами, которые занимаются русской кухней, – что как подавалось, с чем, сколько было смен блюд. Ели крепко, не так, как сейчас. У нас наливочки были бутафорские, конечно, но вообще в Сибири ценились ягодные, а еще больше –настойки от 17 до 40 градусов, хреновухи, медовые напитки – наименований было бесконечное множество. Это была целая культура, которая сейчас почти полностью потеряна», – отмечает он.
Тщательные исследования также касались золотодобычи – как золото мыли частные старатели до изобретения паровых машин и как правильные цвет и сияние воссоздавали реквизиторы.
«Золотой амулет Прохора делали из меди, и затем он был позолочен, чтобы получился правильный цвет и сияния. А промысловое золото изготовляли по геологическим образцам и затем напыляли золотой краской», – отмечает Александр Пугачев.
Одежде также уделяли немало внимания. По словам художника по костюмам Ларисы Лебедевой, основной задачей было взять исторически подлинную вещь и максимально облегчить ее. Не обошлось без творчества: референсами были картины художников-передвижников, в мистических сценах использовали китайские мотивы, а костюмы тунгусов шили вручную и даже консультировались с шаманом.
В музыке тоже старались соблюдать историческую достоверность.
«В этот раз я в определенном смысле традиционен – использовал русские интонации и этнические инструменты. Особенно много этнических мотивов и напевов в той части, которая связана с образом тунгуски-шаманки Синильги», – рассказывает композитор и дирижер проекта Юрий Потеенко.
Комментарии