Топ-менеджер крупной строительной компании Вася не любит и не ценит никого. Перед теми, кто стоит выше него в социальной иерархии, он готов всячески пресмыкаться, виляя хвостиком, а всех остальных абсолютно ни во что не ставит. Включая даже маму, отчима, сожительницу и лучшего друга. Не говоря уже о бомжах и – особенно – гастарбайтерах из Средней Азии, которые упорно горбатятся на подведомственной Васе стройке, несмотря на то, что тот систематически и нарочно задерживает им зарплату. Но однажды он попадает в автомобильную аварию и каким-то образом сам превращается в трудового мигранта, с соответствующим акцентом, монголоидным разрезом глаз и прочими внешними атрибутами.
Надо полагать, режиссер Гарик Петросян, сценарист Гайк Асатрян, а также продюсеры Сарик и Гевонд Андреасяны, ответственные за появление на свет фильма «Вася не в себе», руководствовались исключительно благородными мотивами. Они хотели напомнить нам всем золотое правило нравственности. Донести до нас с вами, неразумных, что негоже делить людей на сорта по национальному признаку. И что давно пора перестать смотреть на мир, столь удивительный в его бесконечном многообразии, через призму стереотипов. А чтобы все вышеозвученные правильные вещи лучше до нас дошли, взяли для наглядного примера произвольного шовиниста-ксенофоба русской национальности и нацепили на него обличье ходячей карикатуры.
Самое (и единственное) смешное – что граждане Петросян, Асатрян и братья Андреасян, похоже, не видят здесь никакого противоречия. Им правда кажется, что когда Павел Прилучный, облепленный пластическим гримом, кривляется, подражая Михаилу Галустяну в роли Равшана из «Нашей Раши», то это несет в себе какой-то важный посыл и к тому же остроумно. А кривляется Павел Прилучный, между прочим, весьма усердно, добросовестно, даже с заметным удовольствием, что несколько пугает. Впрочем, он вообще в плохих фильмах смотрится всегда органично, благодаря чему у них с Сариком и сложился крепкий творческий тандем.
Имеются, однако, некоторые основания заподозрить и обратное. Что в действительности создатели «Васи не в себе» не так наивны, как можно подумать. В пользу этого говорит тот факт, что «Вася не в себе», к сожалению, не принадлежит к разряду тех плохих фильмов, которые при определенном ракурсе восприятия способны веселить. Как иные андреасяновские опусы вроде того же «Чикатило». Более того, он сделан с таким оскорбительным неуважением к зрителю, что просто не может вызывать ничего, кроме тоски и брезгливости. За кого, скажите, пожалуйста, нужно держать свою публику, чтобы на голубом глазу рассказывать про злых скинхедов, которые в 2023 году бегают по московским улицам с пистолетами и учиняют погромы на стройплощадках?
Следовательно, либо создатели застряли в жуткой параллельной реальности, и тогда им, видимо, нужна квалифицированная помощь. Либо это какая-то очень хитрая идеологическая диверсия. Либо все-таки они действительно держат свою публику за круглых идиотов с атрофированным чувством прекрасного, которым можно скармливать любую заведомую глупость с гарниром из распоследней вульгарщины, – все равно проглотят. Возможно, в этом братьев Андреасян уверили последние успехи: сейчас же что на больших экранах, что на малых – всюду их продукция, куда ни плюнь.
Только вот обычно произведения, выходящие под эгидой их уверенно лидирующей на рынке производственной компании, хотя бы на уровне промоматериалов притворяются – в той или иной степени убедительно – не совсем уж мусором. А вот «Вася не в себе» прямо с постеров и трейлеров громогласно заявляет: у нас здесь Прилучный паясничает и вообще полная срамота по всем фронтам. С другой стороны, есть в этом что-то, почти заслуживающее похвалы. Дерзость, вызов обществу и вместе с тем – обезоруживающая честность. В каком-то смысле настоящий панк от мира карательного кинематографа.
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…