Павел Прилучный оскорбительно пародирует жителей Средней Азии во имя толерантности и дружбы народов.
Топ-менеджер крупной строительной компании Вася не любит и не ценит никого. Перед теми, кто стоит выше него в социальной иерархии, он готов всячески пресмыкаться, виляя хвостиком, а всех остальных абсолютно ни во что не ставит. Включая даже маму, отчима, сожительницу и лучшего друга. Не говоря уже о бомжах и – особенно – гастарбайтерах из Средней Азии, которые упорно горбатятся на подведомственной Васе стройке, несмотря на то, что тот систематически и нарочно задерживает им зарплату. Но однажды он попадает в автомобильную аварию и каким-то образом сам превращается в трудового мигранта, с соответствующим акцентом, монголоидным разрезом глаз и прочими внешними атрибутами.
Надо полагать, режиссер Гарик Петросян, сценарист Гайк Асатрян, а также продюсеры Сарик и Гевонд Андреасяны, ответственные за появление на свет фильма «Вася не в себе», руководствовались исключительно благородными мотивами. Они хотели напомнить нам всем золотое правило нравственности. Донести до нас с вами, неразумных, что негоже делить людей на сорта по национальному признаку. И что давно пора перестать смотреть на мир, столь удивительный в его бесконечном многообразии, через призму стереотипов. А чтобы все вышеозвученные правильные вещи лучше до нас дошли, взяли для наглядного примера произвольного шовиниста-ксенофоба русской национальности и нацепили на него обличье ходячей карикатуры.
Самое (и единственное) смешное – что граждане Петросян, Асатрян и братья Андреасян, похоже, не видят здесь никакого противоречия. Им правда кажется, что когда Павел Прилучный, облепленный пластическим гримом, кривляется, подражая Михаилу Галустяну в роли Равшана из «Нашей Раши», то это несет в себе какой-то важный посыл и к тому же остроумно. А кривляется Павел Прилучный, между прочим, весьма усердно, добросовестно, даже с заметным удовольствием, что несколько пугает. Впрочем, он вообще в плохих фильмах смотрится всегда органично, благодаря чему у них с Сариком и сложился крепкий творческий тандем.
Имеются, однако, некоторые основания заподозрить и обратное. Что в действительности создатели «Васи не в себе» не так наивны, как можно подумать. В пользу этого говорит тот факт, что «Вася не в себе», к сожалению, не принадлежит к разряду тех плохих фильмов, которые при определенном ракурсе восприятия способны веселить. Как иные андреасяновские опусы вроде того же «Чикатило». Более того, он сделан с таким оскорбительным неуважением к зрителю, что просто не может вызывать ничего, кроме тоски и брезгливости. За кого, скажите, пожалуйста, нужно держать свою публику, чтобы на голубом глазу рассказывать про злых скинхедов, которые в 2023 году бегают по московским улицам с пистолетами и учиняют погромы на стройплощадках?
Следовательно, либо создатели застряли в жуткой параллельной реальности, и тогда им, видимо, нужна квалифицированная помощь. Либо это какая-то очень хитрая идеологическая диверсия. Либо все-таки они действительно держат свою публику за круглых идиотов с атрофированным чувством прекрасного, которым можно скармливать любую заведомую глупость с гарниром из распоследней вульгарщины, – все равно проглотят. Возможно, в этом братьев Андреасян уверили последние успехи: сейчас же что на больших экранах, что на малых – всюду их продукция, куда ни плюнь.
Только вот обычно произведения, выходящие под эгидой их уверенно лидирующей на рынке производственной компании, хотя бы на уровне промоматериалов притворяются – в той или иной степени убедительно – не совсем уж мусором. А вот «Вася не в себе» прямо с постеров и трейлеров громогласно заявляет: у нас здесь Прилучный паясничает и вообще полная срамота по всем фронтам. С другой стороны, есть в этом что-то, почти заслуживающее похвалы. Дерзость, вызов обществу и вместе с тем – обезоруживающая честность. В каком-то смысле настоящий панк от мира карательного кинематографа.
Комментарии