Александр Петров налаживает родственные и международные связи в комедийном оммаже «Брату 2».
Двух братьев-близнецов, воспитанников детского дома Васю и Колю, судьба жестоко разлучила, когда они были еще маленькие. Колю усыновили какие-то американцы и увезли с собой за океан, а Вася остался в России. Спустя много лет повзрослевший Вася, трудящийся учителем ОБЖ при том же детском доме, узнает, что Коля вляпался в крайне неприятную и чреватую печальными для него последствиями историю в Мексике. Поколебавшись, Вася при содействии алчущих премии «ТЭФИ» телевизионщиков устремляется к брату на выручку.
У России с Мексикой всегда была особая духовная взаимосвязь, подпитываемая хорошо налаженным культурным обменом. Мы им Эйзенштейна и Троцкого, они нам – Кастанеду и Сантану. Все в плюсе. Теперь вот фильм «Василий» совместного российско-мексиканского производства на экраны выходит в рамках все того же обмена. С Александром Петровым, который играет сразу двух однояйцевых главных героев. Фильм этот не только прославляет дружбу народов (российского, мексиканского и всех прочих заодно), но и насквозь пропитан светлыми идеями интернационала, так и сочащимися из межстрочного пространства.
Прямо с первых же минут создатели «Василия» заваливают нас жирнейшей эклектикой: от известной песни французского ансамбля Gipsy Kings и испаноязычных каверов на «Я люблю тебя до слез» и «Свадьбу» Арно Бабаджаняна до афоризмов из золотого фонда выдуманных цитат Джейсона Стэйтема и стилизации под раннего Гая Ричи. Тут же – реверансы в сторону «Убийцы» Дени Вильнева и «Принесите мне голову Альфредо Гарсии» Сэма Пекинпы. И все это оформлено в духе современных российских комедий средней руки с элементами мокьюментари, подобающим кастом (Павел Ворожцов, Валентина Мазунина, Ян Цапник), бесконечными джамп-катами и характерным сумбуром. Но вместе с тем ясно виден серьезный замах на статус идейного продолжения «Брата 2» Алексея Балабанова.
Герои Александра Петрова – они, конечно, не просто Вася и Коля. И даже не просто Багровы наших дней. Хотя как минимум в плане личных качеств сходства налицо. Они суть олицетворения двух миров: погрязшего в пороках и грехах мира Запада (Коля) – и нашего богоспасаемого мира добра, справедливости, сохранения традиций и тому подобного хорошего (Вася). Притом вот еще что интересно и симптоматично. Если 25 лет назад Данила Багров летел в Америку, чтобы показать там всем кузькину мать, покарать супостатов и благополучно вернуться домой, оставив это мрачное царство абсолютного зла дальше загнивать, то Вася летит в Америку – уже другую, но тем не менее – с иной целью. С целью, пройдя через мистический опыт (привет, кстати, Кастанеде), переосмыслить свое прошлое и исключительно мирным путем, путем дипломатии, разрешить все международные конфликты и наладить со всеми отношения.
Может показаться, что как-то это чересчур прекраснодушно и наивно. Что свирепого главаря мексиканского наркокартеля, которому человека убить – все равно что жуку чихнуть, вразумить и разжалобить одними лишь пламенными словами, да еще и по-русски, никак нельзя. Однако, во-первых, главари мексиканских наркокартелей нынче уже не те, «Эмилия Перес» не даст соврать. А во-вторых, Александр Петров в «Василии» так вдохновенно играет, что от его финального монолога кто угодно моментально сделается чище, лучше, дружелюбнее. Впору его с дипломатическими миссиями посылать на всякие переговоры – глядишь, не пройдет и года, как вообще все войны прекратятся. Все вспомнят наконец, что у них есть мамы, и настанет всеобщее благоденствие. Арабы обнимутся с евреями, фанаты «Миллуолла» пойдут в паб чокаться с фанатами «Вест Хэма», а Алисента Хайтауэр жарко, по-брежневски расцелуется с Рейнирой Таргариен.
Учитывая, каким в итоге пророческим оказался сюжет «Брата 2», «Василий», таким образом, дарует надежду на перемены к лучшему в глобальных масштабах. Что позволяет закрыть глаза на отдельные его недостатки, самые критичные из которых – преобладание формы над содержанием и недостача по части драматургии. Да и в целом от заявленной концепции – Петров в дикой Мексике – резонно все-таки желать чего-то большего. Но так уж получается, что за побочной линией, которая разворачивается в российском поселке Ковылкино, наблюдать сильно интереснее, поскольку она хотя бы имеет внятную структуру и понятные очертания плутовского романа. С тем же Петровым по центру, который в роли находчивого мерзавца не менее органичен, чем в роли грустного добряка.
Что до основного действия, то над ним, такое ощущение, не слишком старались. Словно решили, что поместить Александра Петрова в сеттинг жаркой экзотической страны, отрядив ему в поддержку нескольких местных артистов с колоритными физиономиями (Эдгар Арреола, например, и в упомянутом «Убийце» засветился, и в «Мачете», и в «Капоне» с Томом Харди) и бюджетную реплику Софии Вергары, уже вполне достаточно. Как-нибудь он там сам вывезет. И он, в общем, действительно вывозит как может. Во многом благодаря ему второй акт, представляющий собой хаотичное нагромождение комичных сцен, не тянет за собой в трясину безнадеги весь фильм.
Объективно надо признать: вряд ли кто другой из наших актеров на его месте справился бы с такой задачей. Просто в силу того, что Петров сумел достичь к настоящему моменту той мало кому достижимой стадии популярности, когда ему достаточно сыграть кого-то в нетривиальных обстоятельствах – и это уже гарантированно разжигает интерес. Петров в Мексике? Круто, дайте два! Петров под водой сражается с огромным монстром? Ого, такое мы смотрим. Петров – повелитель драконов в фэнтези-вселенной? Срочно подать сюда! Сколько еще продлится этот чудесный эффект, неизвестно, так что пользоваться нужно – во благо российского кинематографа – по максимуму и не отходя от кассы, перебирая все самые невообразимые варианты. Петров в космосе был (и вроде еще будет), теперь, значит, надо его в прошлое к динозаврам послать. Потом – с трансформерами сражаться. Далее – к самураям запустить. И к ковбоям в вестерн, само собой. Ну и там по обстоятельствам разберемся.
Комментарии