Кто и почему побеждал в прокате с начала XXI века.
Сверхъестественные существа будоражили умы людей испокон веков. С появлением кинематографа предания о вампирах и живых мертвецах обрели вторую жизнь – ими пугали впечатлительных зрителей, затем изобретали новый киноязык и экспериментировали с жанрами. Кончилось дело тотальным переосмыслением культовых образов – под каким только углом их сейчас не рассматривают.
Не успели закончиться «Вампиры средней полосы», как им на смену пришел «Пищеблок», пока финальный сезон «Ходячих мертвецов» готовится выйти в эфир, платформы рвет «Армия мертвецов» Зака Снайдера. А только что, 16 декабря, стартовал австралийский сериал «Огненный укус». В общем, противостояние выходит на новый виток, и для зрителя эта стратегия максимально выигрышная.
«КиноРепортер» проанализировал популярные и финансово успешные фильмы, выходившие на большие экраны в последние 20 лет, чтобы наконец ответить на животрепещущий вопрос, кто все-таки круче – вампиры или зомби?
2000–2005
Начало нулевых было прекрасным временем, подарившим миру сразу две культовые франшизы с сильными женскими персонажами. Речь, конечно, о «Другом мире» (2003) с Кейт Бекинсейл и «Обители зла» (2002) с Миллой Йовович. Их создатели серий ковали железо, пока горячо, и выпускали в среднем по фильму раз в 2 года.
Впоследствии пыл поугас, однако киновселенные до сих остаются на плаву. И во многом это заслуга именно мощного старта, обеспеченного модой на качественные приключенческие боевики (технологии как раз вышли на новый уровень, а сценарии были крепкими). Свою роль сыграла и пустующая на тот момент ниша – считать Уве Болла с «Бладрейном» серьезным конкурентом никто и не думал.
Творческую свободу тоже никто не отменял. Некоторые при этом пытались оседлать волну успеха предшественников. «Королева проклятых» (2002), например, подавалась как продолжение «Интервью с вампиром» (1994), но особого успеха не сыскала, а «Блэйд 2», наоборот, полюбился публике сильнее первой части. Другие же создавали собственные киномиры.
Яркий пример – «Ван Хельсинг» (2004), которого в России до сих пор обожают. И раз речь зашла о нашей стране, грех не вспомнить про «Ночной дозор» (2004), где вампиры тоже играли не последнюю роль, а кадр с соком «Злой» и вовсе стал мемом.
С зомби дела обстояли еще интереснее. Именно в нулевых Дэнни Бойл представил миру напряженно-тревожный хоррор «28 дней спустя» (2002), Зак Снайдер переосмыслил жанровые каноны в «Рассвете мертвецов» (2004), а Эдгар Райт положил начало трилогии «Корнетто», сняв развенчивающую штампы комедию «Зомби по имени Шон» (2004). Не обошла тема живых мертвецов и крупный голливудский хит «Пираты Карибского моря», хотя, конечно, на первый план в «Проклятии «Черной жемчужины» выходили совсем другие темы.
С точки зрения кассовых успехов первый раунд выиграли вампиры, набрав $629 млн («Блэйд 2», «Королева проклятых», «Другой мир», «Ван Хельсинг», «Ночной дозор») против $448 млн у зомби («Обитель зла», «28 дней спустя», «Рассвет мертвецов», «Обитель зла 2: Апокалипсис», «Зомби по имени Шон»).
2005–2010
В последующие годы франшизы активно развивались – свет увидели «Другой мир 2» (2005) и «Другой мир. Восстание ликанов» (2008), а также «Дневной дозор» (2005). Популярности кровососам прибавили экранизация графической новеллы «30 дней ночи» (2007) и шведский триллер «Впусти меня» (2008), впоследствии получивший американский ремейк.
Но настоящая вампирская истерия началась с выходом «Сумерек» (2008). Продолжение саги не заставило себя ждать, но в прокате создалась любопытная ситуация: «Новолуние» (2009) вышло в один год с подростковой «Историей одного вампира» и многочисленными пародиями. Редким бриллиантом в череде дешевого треша смотрелись «Воины света» (2009) с Итаном Хоуком в роли мятущегося героя в поисках искупления.
Создатели фильмов про зомби тоже не сидели сложа руки. Живые мертвецы проникли в анимацию (очаровательнейший «Труп невесты» (2005) Тима Бертона), но далеко и надолго территорию хорроров не покидали. На экраны вышли «Земля мертвых» (2005), «Репортаж» (2007), «28 недель спустя» (2007).
Удачным экспериментом на стыке жанров стал фильм «Я легенда» (2007) с Уиллом Смитом, затем к популярной теме обратился маэстро Роберт Родригес («Грайндхаус», переросший в «Планету страха» (2007).
Но в конце концов желание посмеяться взяло верх над попытками напугать и проявилось в самых разных жанрах. «Моя девушка – зомби» (2008) положила начало целому потоку подобных проектов, «Операция «Мертвый снег» (2009) про вернувшихся к жизни нацистов стала редким примером B-movie, получившим признание любителей жанра, а роуд-муви «Добро пожаловать в Zомбилэнд» (2009) приобрел культовый статус. А нишевые проекты вроде «Мертвехода» и «Истерзанного» иронизировали над важными социальными и этическими вопросами.
В кассовом соотношении второй раунд снова остался за вампирами – $1 млрд 150 млн («Другой мир 2», «Дневной дозор», «30 дней ночи», «Сумерки», «Другой мир: Восстание ликанов», «Сумерки. Новолуние», «История одного вампира», «Воины света») против $1 млрд 120 млн у зомби («Труп невесты», «Земля мертвых», «Я легенда», «Репортаж», «Обитель зла 3», «Грайндхаус», «28 недель спустя», «Добро пожаловать в Zомбилэнд»).
2010–2015
В начале 2010-х победное шествие вампиров продолжилось: не в последнюю очередь благодаря продолжениям «Сумерек» – «Затмению» (2010) и двум «Рассветам» (2011 и 2012). Впрочем, неожиданный кассовый успех пародии «Вампирский засос» (2010) показал, что публика явно пресытилась фильмами подобной тематики.
Голливудскую махину, однако, было не остановить, что привело к плачевному результату. Слабыми оказались кинокомикс «Хроники вампиров» (2010) про эксцентричного детектива Дина Дога и ироничная «Ночь страха» с Колином Фарреллом в роли сексапильного кровососа (2011). Недотянул по сборам и «Другой мир: Пробуждение» (2012).
Мэш-ап Тимура Бекмамбетова «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» (2012) тоже получил не слишком теплый прием у публики. Несмотря на несколько любопытных ходов, загнулась на корню потенциальная серия «Орудия смерти» (2013), а «Академия вампиров» (2014) с Данилой Козловским и вовсе провалилась. «Дракула» (2014) с Люком Эвансом тоже не снискала особого успеха – в том числе и из-за сотни раз рассказанной истории, как бы создатели ни уверяли публику в обратном.
Впрочем, несколько ярких проектов за пятилетку все же нашлось. Окупилась фантастическая драма с Полом Беттани и Карлом Урбаном «Пастырь» (2011), перезапуск Тимом Бертоном «Мрачных теней» (2012) стал настоящим подарком для поклонников режиссера и его любимчика Джонни Деппа, а тягучая драма Джима Джармуша «Выживут только любовники» (2013) достойно пополнила фильмографии Тома Хиддлстона и Тильды Суинтон.
«Реальные упыри» (2014) Тайки Вайтити тоже заняли почетное место в этом рейтинге – настолько самобытным и искрометным получилось мокьюментари при очевидной дешевизне производства.
Фильмы про зомби тоже получили второе дыхание. Глотком свежего воздуха для поклонников хорроров стала «Хижина в лесу» (2011) с Крисом Хемсвортом, а фанатам мелодрам пришлось по вкусу «Тепло наших тел» (2013).
В жанре психологического триллера неплохо сработала «Открытая могила» (2013) с Шарлто Копли, герой которого потерял память, а любители анимации могли насладиться душевным проектом студии Laika «Паранорман, или Как приручить зомби» (2012).
В драматическом амплуа неожиданно мощно выступил Арнольд Шварценеггер, сыгравший безутешного отца в «Зараженной» (2014). Наконец, зрители по всему миру любовались Брэдом Питтом в «Войне миров Z» (2013). Со счетов не стоило списывать и «Обитель зла» – за два года свет увидело сразу две части франшизы.
Третий раунд вампиры взяли количеством. «Затмение», два «Рассвета», «Вампирский засос», «Пастырь», «Ночь страха», «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», «Мрачные тени», «Другой мир: Пробуждение», «Орудия смерти. Город костей» и «Дракула» принесли в копилку $3 млрд 365 млн. Зомби же заработали на $2 млрд меньше («Обитель зла 4: Жизнь после смерти», «Хижина в лесу», «Обитель зла: Возмездие», «Паранорман, или Как приручить зомби», «Тепло наших тел», «Война миров Z»).
2015–2020
Перенасыщение рынка привело к закономерным, но все равно впечатляющим результатам: за последние 5 лет в широкий российский прокат вышло всего две картины про вампиров. При этом первой стали «Ночные стражи» (2016) с Иваном Янковским и Любовью Аксеновой, а второй – очередное продолжение «Другого мира» – «Войны крови» (2016).
Впрочем, говорить о затухании темы преждевременно – кровососы теперь куда более активно орудуют в сериалах, а также в фестивальном кино, где режиссеры дают волю воображению и уходят в полнейший символизм. Яркие тому примеры – венгерский «Товарищ Дракулич» (2019), все-таки добравшийся до ограниченного российского проката, и взявшие приз на 43-м ММКФ «Кровопийцы».
Косвенно на вампиров повлияла и пандемия – многомиллионный эпик «Морбиус» с Джаредом Лето откладывали уже несколько раз, а отечественный «Ампир V» по Пелевину и того дольше.
А вот ходячие мертвецы в последние годы были поактивнее, хотя ни к чему хорошему это в итоге не привело. Здесь и комедийно-нелепые «Скауты против зомби» (2015), и мэш-ап «Гордость и предубеждение и зомби» (2015), собравшие в прокате примерно $16 млн каждый.
Более дешевые, нишевые проекты и вовсе не запомнились, а в «Мумии» (2017) и очередном «Кладбище домашних животных» (2019) тема была раскрыта по касательной. Потенциальный хит Джима Джармуша «Мертвые не умирают» (2019) тоже оказался пшиком, даже несмотря на сильный актерский состав.
Ожидаемо лучше выступили эпики: южнокорейский «Поезд в Пусан» (2016), «Обитель зла: Последняя глава» (2016) и «Zомбилэнд: Контрольный выстрел» (2019), который, впрочем, до планки первой части не дотянул.
В четвертом раунде победа наконец-то досталась зомби – исключительно за счет количества $620 млн («Скауты против зомби», «Гордость и предубеждение и зомби», «Поезд в Пусан», «Обитель зла: Последняя глава», «Оверлорд», «Zомбилэнд: Контрольный выстрел», «Мертвые не умирают»). На счету вампиров, выступивших, в общем-то, только в «Войнах крови», оказался лишь $81 млн.
Комментарии