Фильм открытия ММКФ-2025, приуроченный к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
1941 год. Молодой лейтенант Николай Плужников прибывает на постоянное место службы – в Брестскую крепость. Полный надежд и планов на будущее, герой даже не подозревает, что через несколько часов его жизнь, как и жизнь Советского Союза, изменится навсегда. Плужникова не успевают зачислить в личный состав военнослужащих, и в таком статусе он застает начало войны. Ранним утром 21 июня лейтенант принимает первый в своей жизни бой, который продлится целых девять месяцев.
В этом году одна из главных тем ММКФ – 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. И абсолютно логично, что в качестве фильма открытия организаторы фестиваля выбрали экранизацию знаменитой повести Бориса Васильева «В списках не значился». Пронзительное, глубокое и честное произведение, посвященное преимущественно первым дням страшной войны. Повесть уже переносили как на широкий экран, так и на театральную сцену. Однако в новом проекте режиссер Сергей Коротаев и Владимир Машков, взявший на себя одновременно продюсерские и актерские задачи, совместили два подхода к адаптации в один.
Основной каст фильма состоит из молодых артистов московского Театра Олега Табакова, ведомых их худруком, потрясающим актером и режиссером Владимиром Машковым. Народный артист РФ на этот раз играет второстепенную роль, позволив блеснуть во всей красе своим воспитанникам. Не примелькавшиеся рядовому кинозрителю лица Владислава Миллера, Алены Мориловой и других актеров театра лишь усиливают аутентичность происходящих на экране ужасов войны, когда такие же юные мальчишки и девчонки отдавали свои жизни ради Великой Победы.
Это добавляет драме и особый театральный флер, что ярко выражено в постановке разговорных эпизодов. Именно здесь камера, музыкальное сопровождение и актеры сливаются в едином потоке, акцентируя внимание аудитории больше на психологизме персонажей. «В списках не значился» – это, в первую очередь, история юного неопытного мальчишки-лейтенанта, который буквально прошел через ад и вышел из него настоящим воином и героем своей страны.
Миллеру, для которого роль Плужникова стала первой по-настоящему большой актерской работой в кино, удалось показать жуткую и местами шокирующую трансформацию главного героя. Первые хаотичные бои с нацистами, гибель сослуживцев, постоянное балансирование между жизнью и смертью. Из раза в раз герою чудом удается оставаться в живых, что, в свою очередь, вызывает у него неотвратимый синдром выжившего.
Израненный физически и морально Николай все же остается несломленным. Все ради одного – защиты Брестской крепости до последней капли крови, которой, как подчеркнул Плужников, он, по сути, и является. В кульминации ленты главный герой совершает свой переход к религиозному образу мученика, твердости духа которого салютует даже непримиримый враг. А произнесенная им фраза «Я – русский солдат» в контексте финальной сцены воспринимается не столько как обозначение конкретного человека, сколько отождествление с символом непоколебимой стойкости.
Отдельным лейтмотивом фильма стала тема любви как спасения. В самый тяжелый для главного героя период, когда он всерьез задумывается о невозможности продолжения своей миссии, именно хромоножка-повариха Мирра дарит его жизни новый смысл. В девушке Николай видит мирное время, светлое будущее и, что самое главное, надежду, ради которых стоит бороться. Во время таких эпизодов лента и визуально, и аудиально выдергивает пару из жуткой реальности в мир грез, где они живы, здоровы и счастливы вместе. И греет влюбленных в холодных подвалах Брестской крепости одна мысль: самая длинная ночь – перед рассветом, и он уже не за горами.
При столь пристальном внимании к диалогам и внутреннему миру героев авторы картины уделили должное внимание и батальным сценам. Разрушенные улицы, взрывы снарядов, бои в тесных пространствах – все это выглядит максимально аутентично. Особенно можно выделить первую треть фильма, посвященную штурму Брестской крепости. Благодаря динамичному монтажу, точному звуковому сопровождению и отличной операторской работе удалось передать атмосферу хаоса, сумбура и неопределенности, с которой столкнулись советские солдаты в первые дни войны.
Советовать фильм трудно лишь по одной причине – это тяжелая, разрывающая сердце военная драма, которая сначала тебя полностью опустошает, а после подталкивает к долгим размышлениям. О природе героизма и трусости. О понятии чести и долга. О любви и ненависти. О друзьях и врагах. О человечности и справедливости. Картина оказывает мощный психологический эффект. Особенно в современных реалиях, когда «В списках не значился» неизбежно рифмуется с событиями, происходящими на границе Курской области. Где российские солдаты так же рьяно отбивают монастырь, как советские воины, сражавшиеся за брестскую церковь в первые дни войны. Предаваться подобной рефлексии бывает болезненно тяжело. Но пройти через этот непростой опыт необходимо каждому.
Комментарии