17 ноября Ивану Пырьеву исполнилось бы 100 лет. А 16 ноября 1944 года на экраны воюющей страны вышла его картина «В шесть часов вечера после войны». На экране в руках у героини букет сирени, а на фоне кремлевских башен гремит победный салют, хотя в действительности до него было еще далеко… Отмечая две важных даты, «КиноРепортер» вспоминает, как создавался великий фильм о войне.
В фильме Пырьева сюжет о тяготах войны был зарифмован с музыкальной мелодрамой, это был один из тех военных фильмов, задачей которых было отвлечь людей от тяжелой действительности и дать им надежду на будущее. Артиллерист-фронтовик Василий Кудряшов в исполнении Евгения Самойлова случайно знакомится с Варей Панковой – главную роль, как и в 5 предыдущих фильмах Пырьева, сыграла жена режиссера Марина Ладынина.
Кудряшов и его приятель-артиллерист Демидов получают из тыла посылку, собранную воспитанниками детского сада. В ней среди прочего они находят флягу коньяка и фото детей вместе с воспитательницей «тетей Варей». Во время короткой побывки в Москве артиллеристы решают навестить детский сад.
Но детей эвакуировали, и они находят только Варю. У них с Кудряшовым завязывается роман, буквально под огнем врага: оба поднимаются на крышу дома, где Варя дежурит во время бомбежки. И молодые люди обещают друг другу непременно встретиться «в шесть часов вечера после войны» на Каменном мосту у Кремля.
По замыслу сценариста Виктора Гусева этой встречи вообще не должно было случиться: Варя погибала во время бомбежки, а сцену свидания с женихом у Кремля переживала в своем воображении перед смертью. Концовку изменил Пырьев – он не мог отобрать у зрителя надежду на счастливый финал.
Мера условности изображаемых событий в фильме была очень высока: в особенно лирические моменты герои вдруг начинали изъясняться стихами, а их встреча в неопределенные день и час «после войны» была сродни чуду. Но таков был фирменный стиль Пырьева, изобретенный им особый жанр в советском кино того времени – музыкальные фильмы-фантазии, которые возвышали неприглядную действительность до статуса сбывшейся мечты.
Семейный и творческий тандем Марины Ладыниной и Ивана Пырьева принес обоим славу и признание, но вместе с тем Ладыниной было тесно в рамках назначенного супругом амплуа. Ей хотелось разноплановых ролей, как у другой советской кинозвезды того времени Любови Орловой, но она играла у Пырьева простецких сельских девушек и обжалованию это не подлежало.
В пику фильмам своего давнего приятеля и соперника Григория Александрова, привившего на местной почве большой голливудский стиль, Пырьев создавал народную музыкальную мелодраму, укорененную в самом патриархальном срезе общества – на селе, в колхозах. Именно такое искусство, по мнению Сталина, было необходимо народу, и он поощрял создание пырьевских музыкальных фантазий.
Сюжет картин тоже всегда строился по одной и той же схеме: два достойных человека встречаются и решают пожениться, но на пути к счастью постоянно возникают какие-то препятствия – от объективных до нелепых. Так было в «Свинарке и пастухе», в «Трактористах», в «Любимой девушке». Теперь та же история перекочевала в фильм о войне: между бравыми артиллеристами Кудряшовым и Демидовым поначалу разгорается даже соперничество из-за Вари.
В роли незадачливого соперника Пырьев уже не впервые задействовал Ивана Любезнова, первого мужа Ладыниной, ту же функцию актер уже исполнял в «Богатой невесте». Марина Ладынина скептически относилась к тому, что Пырьев снимает музыкальную мелодраму на военный сюжет:
«Приближалась победа, но все еще умирали люди, а мы играли такую слабую картину, там так много пения. Я считаю, что только творческая смелость режиссера могла допустить такой вокальный характер картины. А мы очень в этом сомневались».
О войне Пырьев знал не понаслышке – он воевал во время Первой мировой, был награжден двумя Георгиевскими крестами. Переболев тифом, он вернулся на фронт уже в Гражданскую – красноармейцем. В 1941-м Пырьев просился на фронт добровольцем, но его развернули буквально на полпути: согласно личному распоряжению Сталина всем членами съемочной группы фильма «Свинарка и пастух», запущенного в производство в первые дни войны, была присвоена бронь – фильм необходимо было доснять.
«Свинарка и пастух» вышла в прокат в 1941 году, а следом режиссер переработал военный фильм режиссера Ефима Дзигана о партизанах «Секретарь райкома» (1942). Но по-настоящему легендарной стала именно картина «В шесть часов вечера после войны», которая снималась в 1943 году.
Панорамы Москвы были воссозданы в павильонах киностудии в Ташкенте, куда была эвакуирована съемочная группа, но уже натурные съемки, по воспоминаниям актера Евгения Самойлова, снимались на освобожденной от немцев Истре. Ладынина вспоминала:
«Мы снимали фильм о победе, а война еще шла, и было что-то тревожное в нашем ожидании. Чтобы никто не мешал, работали по ночам. В павильоне было около 4 градусов мороза, вода холодная, студия не топилась по-настоящему, и когда обливали водой, дождь делали, то были добавочные костюмы, дублировались, чтобы переодеваться. Никто не жаловался, мы все были вместе и не испытывали горечи и одиночества, которые можно испытать сейчас. Общая вера в друг друга и общее желание победы были цементом нашей жизни».
Премьера фильма состоялась 16 ноября 1944 года. Убежденность Пырьева в том, что у фильма должен быть не трагический, а счастливый финал, оправдалась: в 1944 году в воюющей стране фильм «В шесть часов вечера после войны» посмотрели 26 миллионов зрителей.
«Фильм о победе вышел еще во время войны, и многие бойцы назначали заветные свидания с любимыми на Каменном мосту. А один солдат написал мне: «Теперь и помереть можно, все-таки увидел конец войны…» В день, когда объявили об окончании войны, очень многие вечером пошли на Каменный мост именно под впечатлением от этого фильма», – писала позже Ладынина.
В 1946 году Сталинской премии за фильм были удостоены Пырьев, исполнители главных ролей, композитор Тихон Хренников и умерший до окончания войны от гипертонического криза сценарист и поэт Виктор Гусев – посмертно.
В общей сложности за всю карьеру Пырьев и Ладынина получили 11 сталинских премий. Но в дальнейшем покровительство вождя и то, как Пырьев прославлял его на экране, сыграет в судьбе фильма «В шесть часов вечера после войны» важную роль: на волне хрущевской оттепели и борьбы с «культом личности» он был перемонтирован.
Для знаменитого «Марша артиллеристов», которым открывался фильм, Гусев сочинил такие строки: «Артиллеристы, Сталин дал приказ! Артиллеристы, зовет отчизна нас!» Но когда картину восстанавливали на «Мосфильме» в 1969 году, упоминания о Сталине и кадры, где были видны его портреты, вырезали, а слова песни зазвучали иначе: «Артиллеристы, точный дан приказ…»
Так в судьбе военного фильма отразилась последующая история страны. Но в истории кино и в памяти людей «В шесть часов вечера после войны» навсегда останется легендарным фильмом, предсказавшим нашу Победу.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…