Спектакль «Тургенев. Метафизика любви» по сценарию кинорежиссера Сергея Соловьева — это камерная история об отношениях длиною в жизнь русского писателя Ивана Тургенева и французской певицы Полины Виардо.
Этот спектакль на Малой сцене Театра Наций появился почти случайно. Во всяком случае именно так объясняет его рождение актриса и телеведущая Сати Спивакова.
«Изначально мы планировали с Владимиром Кошевым и пианистом Алексеем Гориболем сделать одноразовую акцию на 200-летие со дня рождения Ивана Тургенева, которое отмечалось в прошлом ноябре, — вспоминает актриса. — Решили взять переписку Тургенева и Виардо, соединить ее с живой музыкой и выпустить как литературно-музыкальную композицию по письмам писателя и певицы. Но строить спектакль на их переписке, которую после смерти Тургенева Виардо передала в Россию, нам было не интересно».
Тогда и вспомнили о сценарии Сергея Соловьева, по которому он в начале 90-х начал снимать кинокартину с Олегом Янковским и Татьяной Друбич в главных ролях. Фильм так и не был завершен из-за финансовых проблем. Но сам сценарий стал основой спектакля, в котором главная линия — взаимоотношения Ивана Тургенева, Полины Виардо и ее мужа, Луи Виардо. На сцене всего два артиста — Сати Спивакова и Владимир Кошевой, которым по ходу спектакля приходится перевоплощаться, создавая различные образы. Зрителям необходимо включать воображение, глядя на Спивакову то в образе Полины, то в образе матери Ивана Сергеевича, а то и вовсе дворовой девушки из имения писателя. У Кошевого задача и проще, и сложнее: то он влюбленный Тургенев, то законный муж певицы.
Режиссером постановки стал Дмитрий Сердюк, и выполнена она в распространенном сегодня жанре литературной читки, который не требует заучивания текста наизусть и предполагает некоторую отстраненность. В ней много прекрасной музыки и минимум декораций — их заменяет непрерывный саундтрек. Зрители постоянно находятся в пространстве звука: это и различные шумы, звуки природы и голос самой Виардо, хотя фонограммы ее, понятно, не существует. Но Сати Спивакова, профессионал по этой части, нашла запись Джесси Норман, которая, по ее мнению, вполне могли стать адекватной заменой. Оформление спектакля не обошлось и без видео — все-таки он поставлен по киносценарию. В спектакле звучит знаменитое стихотворение «Утро туманное», которое Тургенев написал, познакомившись с Виардо. А заканчивается представление двумя стихотворениями в прозе, написанными Тургеневым в последний год своей жизни и также посвященные Виардо, — «Стой» и «Как хороши, как свежи были розы».
40 лет Тургенев был тенью Полины Виардо. Следовал за ней повсюду, жил в одной из непарадных комнат ее дома, дружил с мужем, господином Виардо, и писал повести о любви с несчастливым концом. Это были странные взаимоотношения, в основе которых — восхищение друг другом и одновременно глубочайшее непонимание. Во всяком случае, до сих пор нет ясности, отвечала ли ему взаимностью Полина, которой он завещал приличное состояние и все права на свои на тот момент уже изданные и будущие произведения. Певица была не только любовью всей жизни писателя, но и его музой. Не будь в жизни Тургенева этих отношений, то не было бы, вероятно, и многих его произведений, обогативших русскую литературу.
Сергей Соловьев пользовался множеством самых разных источников при написании сценария. По его словам, во многих воспоминаниях он читал, что как только начинал звучать голос Виардо, «на лицо Тургенева опускалась страшная бледность, он находился чуть ли не на грани обморока». «Вот царица цариц», — сказал он уже умирающий, услышав ее пение. Это были едва ли не последние его слова. Богатый, свободный, независимый человек, он был необъяснимо зависим от голоса Полины. Поэтому и дал такое название своему сценарию кинорежиссер — «Метафизика любви», поскольку любовь это нечто, лежащее за пределами реальности, что невозможно объяснить с точки зрения здравого смысла.
Комментарии