Рецензии

В одном шаге от края: Рецензия на драму Антона Бильжо «Амбивалентность»

Антон Бильжо, режиссер фэнтези-драмы «Рыба-мечта», вернулся с новой впечатляющей работой про двух друзей-психиатров. В его предыдущем фильме вполне себе обычный интеллигент Роман влюблялся в загадочную русалку Хелену. У двух его новых героев одна беда и одна любовь — женщина, приходящаяся первому матерью, а второму — любовницей. Сценарий драмы написали Сергей Тарамаев и Любовь Львова, авторы «Зимнего пути» и «Метаморфозиса» — важных фильмов для российского кино последних лет. «Амбивалентность» органично вливается в круг тем, волнующих этих сценаристов, главная среди которых — вопрос о том, могут ли социальные конструкты сломить настоящее чувство.

Петя (Данил Стеклов, уже заявивший о себе в фестивальных драмах «Близкие» и «Подбросы») и Стас (сильный дебют Егора Морозова) — друзья не разлей вода. Один — свободолюбивый музыкант, другой — интеллигентный паинька, занимающийся спортивной стрельбой из лука, восхищающийся другом и не понимающий, как это у того получается всегда быть в центре внимания, пользоваться успехом у женщин и находить контакт с пациентами, несмотря на безбожное прогуливание пар. Решив заглянуть к Стасу, Петя застревает в лифте вместе с его мамой, и приступ клаустрофобии Катерины Сергеевны (Ольга Цирсен) мистическим образом разрешается страстным сексом. Между юношей и женщиной начинается бурный роман, который в упор не замечает ее любящий раздавать советы муж. Зато Стас оказывается гораздо более внимательным. Двойные чувства, которые он испытывает к обоим — самым близким — людям, в конце концов доводят до точки невозврата.

Фильм Бильжо гладко отшлифован: если в открывающей сцене в школьном спортзале появился лук — он обязательно выстрелит. Визуально «Амбивалентность» тоже цепляет. Чего только стоят христианские аллюзии в кабине лифта и интимные сцены, снятые с низкой частотой кадров в абсолютно голой, и этим словно завораживающей квартире. Еще одно неоспоримое достоинство новой работы Бильжо — это нетривиальные диалоги, которые, увы, далеко не всегда являются сильной стороной современного русского кино.

Связь Пети и Катерины Сергеевны очень телесна, и на контрасте с этой телесностью попытка Пети и его теперь уже бывшей девушки Ани свести Стаса с подругой-нимфоманкой заканчивается тем, что Стас провозглашает секс синонимом слова «скотство». Стас — дух и небо, Петя — тело и земля, и именно поэтому их дружба столь сильна. Но после того как Стас узнает правду об отношениях матери и друга, он совершенно не понимает, как управляться с этим знанием. Его разрывает на части; Бильжо точно рисует клиническую картину двух несовместимых чувств, которые уживаются внутри Стаса. Его болезненно тянет к паре, он подглядывает за ними, и режиссер тщательно, тонкими штрихами выписывает боль от каждого шага на пути к правде. В необъяснимом припадке Стас покупает точно такой же костюм, какой Катерина Сергеевна подбирает Пете для похода в ресторан, словно хочет стать его двойником, чтобы изжить накопившуюся ненависть. Стас становится тенью пары, в какой-то момент забывшись и нарушая правила своей же игры. И медленное, но неумолимо прогрессирующее помрачение рассудка становится метафорой его же научных успехов. Чем больше он понимает загадки психической природы других, тем хуже ладит с собой. От этой двойственности невозможно уйти — поэтому так естественна и в то же время страшна финальная сцена в лесу, замыкающая порочный клинический круг.

Попытка однозначной трактовки названия в итоге заводит в тупик — новые подтексты лавиной накрывают исследующего. Ведь остановиться лишь на двойственности чувств — слишком простая разгадка. И Бильжо, к счастью, в очередной раз не делит свой мир на черный и белый.

«Амбивалентность» выходит в прокат 28 марта. 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В ДНР завершились съемки фильма «Друзья» о возрождении Мариуполя

Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…

9 часов назад

Новый сезон «Любовь. Смерть. Роботы»: Триумф эстетики над логикой

На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…

11 часов назад

В Театре Маяковского премьера – «Дядя Ваня»

Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…

14 часов назад

10 нетривиальных советских комедий, которые можно посмотреть бесплатно на RUTUBE

О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…

16 часов назад

Кино для «бежевых мам»

Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…

1 день назад

Театр Моссовета представит премьеру спектакля «Нашествие» к 80-летию Победы

18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…

2 дня назад