В театре двое — мужчина и женщина шепотом обсуждают происходящее на сцене. Предмет разговора — не столько сам спектакль, сколько разница между реальностью и вымыслом, пусть и на примере сюжета конкретной постановки. И чем глубже герои погружаются в вопрос, тем тоньше становится обсуждаемая ими грань между жизнью и тем самым интертейнментом.
Иван Вырыпаев возник на кинорадарах с дебютной «Эйфорией»: проникновенная история странной любви в донской степи собрала немало наград. Но известен он все же больше как драматург и театральный режиссер: его пьесы ставят по всему миру. Так что, пожалуй, нет ничего удивительного, что именно он открыл новый проект Okko.Театр своим спектаклем.
Минимализм — из реквизита только ряд кресел, на которых герои (играют их сам Вырыпаев и его супруга Каролина Грушка) проведут практически все отведенное им время, — создает камерность. Добавляет атмосферности и то, что герои «Интертейнмента» иногда играют персонажей той самой постановки, которую сами и смотрят (не запутайтесь!), не вставая со своих кресел. Оператор, понятно, работает в узких рамках: большую часть времени камера просто неподвижна. Результат трудно назвать телеспектаклем: постановка сделана с оглядкой на съемку, а видеоряд обработан с добавлением эффектов вроде глитчей на пленке. На выходе — почти кино, а не условный «Франкенштейн: Камбербэтч».
Это не случайно: Вырыпаев признавался, что формат телеспектакля ему не близок, поэтому для «Интертейнмента» придумал собственный. Онлайн-версия отличается от того, что можно было увидеть в театре, так как учитывает особенности работы с переносом материала со сцены на экраны.
А вот новых смыслов для тех, кто знаком с творчеством драматурга, не будет. Что, впрочем, не означает, что «Интертейнмент» можно пропустить. На этот раз Вырыпаев в своей характерной манере обращается к вечным темам: что есть любовь, где проходит грань между реальностью и вымыслом и как все это вместе складывается в огромный мир, в котором мы существуем (да и существуем ли?). При этом хватает как прямых шуток, так и тонких подмигиваний зрителю.
Угадать, кто именно сейчас на сцене — герои фильма или персонажи спектакля, на которых смотрят, — задача не очевидная, но именно это взаимопроникновение реальностей и делает «Интертейнмент» увлекательным зрелищем. Зритель (настоящий, а не тот, что на экране) может уловить эту разницу по эху, и сначала это спасает.
Позже, когда диалог разворачивается между всеми — героями, актерами, персонажами и бог знает, кем еще, различать, кто есть кто, становится все сложнее — но и это работает на концепцию. Центральными вопросами кажутся именно экзистенциальные на примере театра в самом театре, и Вырыпаев намеренно запутывает происходящее до той степени, когда уже невозможно отделить одно от другого. Впрочем, это и не нужно: главное — тот самый пресловутый интертейнмент, в котором возможно все, о чем не раз напомнят актеры.
Развлекая и создавая абсурдные ситуации, «Интертейнмент» тем не менее способен породить немало интересных вопросов, причем не столько зрителя к спектаклю, сколько к самому себе. Этим, пожалуй, и интересен.
«Интертейнмент» доступен к просмотру на площадке Okko.Театр по подписке.
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…