Фильм-спектакль Ивана Вырыпаева ставит вопросы, но не дает ответов.
В театре двое — мужчина и женщина шепотом обсуждают происходящее на сцене. Предмет разговора — не столько сам спектакль, сколько разница между реальностью и вымыслом, пусть и на примере сюжета конкретной постановки. И чем глубже герои погружаются в вопрос, тем тоньше становится обсуждаемая ими грань между жизнью и тем самым интертейнментом.
Иван Вырыпаев возник на кинорадарах с дебютной «Эйфорией»: проникновенная история странной любви в донской степи собрала немало наград. Но известен он все же больше как драматург и театральный режиссер: его пьесы ставят по всему миру. Так что, пожалуй, нет ничего удивительного, что именно он открыл новый проект Okko.Театр своим спектаклем.
Минимализм — из реквизита только ряд кресел, на которых герои (играют их сам Вырыпаев и его супруга Каролина Грушка) проведут практически все отведенное им время, — создает камерность. Добавляет атмосферности и то, что герои «Интертейнмента» иногда играют персонажей той самой постановки, которую сами и смотрят (не запутайтесь!), не вставая со своих кресел. Оператор, понятно, работает в узких рамках: большую часть времени камера просто неподвижна. Результат трудно назвать телеспектаклем: постановка сделана с оглядкой на съемку, а видеоряд обработан с добавлением эффектов вроде глитчей на пленке. На выходе — почти кино, а не условный «Франкенштейн: Камбербэтч».
Это не случайно: Вырыпаев признавался, что формат телеспектакля ему не близок, поэтому для «Интертейнмента» придумал собственный. Онлайн-версия отличается от того, что можно было увидеть в театре, так как учитывает особенности работы с переносом материала со сцены на экраны.
А вот новых смыслов для тех, кто знаком с творчеством драматурга, не будет. Что, впрочем, не означает, что «Интертейнмент» можно пропустить. На этот раз Вырыпаев в своей характерной манере обращается к вечным темам: что есть любовь, где проходит грань между реальностью и вымыслом и как все это вместе складывается в огромный мир, в котором мы существуем (да и существуем ли?). При этом хватает как прямых шуток, так и тонких подмигиваний зрителю.
Угадать, кто именно сейчас на сцене — герои фильма или персонажи спектакля, на которых смотрят, — задача не очевидная, но именно это взаимопроникновение реальностей и делает «Интертейнмент» увлекательным зрелищем. Зритель (настоящий, а не тот, что на экране) может уловить эту разницу по эху, и сначала это спасает.
Позже, когда диалог разворачивается между всеми — героями, актерами, персонажами и бог знает, кем еще, различать, кто есть кто, становится все сложнее — но и это работает на концепцию. Центральными вопросами кажутся именно экзистенциальные на примере театра в самом театре, и Вырыпаев намеренно запутывает происходящее до той степени, когда уже невозможно отделить одно от другого. Впрочем, это и не нужно: главное — тот самый пресловутый интертейнмент, в котором возможно все, о чем не раз напомнят актеры.
Развлекая и создавая абсурдные ситуации, «Интертейнмент» тем не менее способен породить немало интересных вопросов, причем не столько зрителя к спектаклю, сколько к самому себе. Этим, пожалуй, и интересен.
«Интертейнмент» доступен к просмотру на площадке Okko.Театр по подписке.
Комментарии