Что получается, когда экранизацией «Школы ужасов» Григория Остера занимаются американцы.
1968 год, глубинка Америки. В разгар Хэллоуина группа подростков, которых всю жизнь терроризировали школьные хулиганы, решают наконец-то отомстить. Месть, конечно, удается, но после этого им приходится спасаться бегством, которое заканчивается в местном доме с привидениями. По легенде здесь повесилась девочка, которая никогда не видела белого света, но общалась с местными детьми через стену, рассказывая страшилки. И каждый, кто услышит страшилку, вскоре умирал. Найдя же книгу с ее рассказами подростки понимают, что городская легенда имеет под собой почву, и всем им действительно грозит большая опасность.
В основу фильма мечты Гильермо дель Торо (здесь он выступает в качестве продюсера и сценариста) легла одноименная книжная трилогия Альвина Шварца. Для написания своих страшилок он собирал фольклор, городские легенды и черпал вдохновение из множества известных авторов (Уильям Шекспир, Марк Твен, Ян Брунванд и др.), талантливо их перерабатывал и создавал уникальные произведения, повлиявшие на поколения американских детей. Не в последнюю очередь известность книге принесли иллюстрации Стивена Гаммелля — возможно, самые противоречивые и яркие картинки для подростковой книжки, когда-либо выходившие в США. В России у книги был аналог — «Школа ужасов» Григория Остера, в которой популярный детский писатель собрал лучшие страшилки. С уходом дель Торо с поста режиссера его место занял Андре Овредал, успевший заработать себе имя у поклонников жанра фильмами «Охотники на троллей» и «Демон внутри». Для экранизации рассказы из трилогии связали сквозной историей на манер «Оно» о группе неудачников, столкнувшихся с Неизвестным — как раз под стать фильму, в основе которого положили городские легенды.
«Страшные истории…» умело обращаются с «мягким» возрастным рейтингом 13+ (в России он немного выше — 16+): пугают не кровью и насилием, а нагнетаемым саспенсом и неожиданными решениями. К примеру, одним из паранормальных противников героев окажется живой труп, способный буквально разваливаться на куски и собираться вновь. Как экранизация детских страшилок, фильм работает со всеми привычными приемами, начиная от специфического языка со множеством повторов и заканчивая подходом: не стоит ждать логичности или объяснений тому, как, к примеру, в рагу мог оказаться большой палец. Местами при этом в глаза бросается недостаток режиссерской руки дель Торо: при том, что показанные существа довольно близки по воплощению к своим книжным оригиналам, им словно не хватает какого-то внимания со стороны знаменитого визионера, как раз славящегося дизайном существ в своих картинах. Проблему невыразительности разделяют и главные актеры: назвать их совсем уж бесталанными не повернется язык, но играют при этом они все же довольно блекло, слишком уж старательно следуя своим прототипам.
К сожалению, фильм оказывается не самой талантливой попыткой пробраться на место детских хорроров, метя примерно в ту же аудиторию, что и оригинальный «Джуманджи». И проблема тут, как ни странно, возникает еще на этапе выбора материала: большая часть городских легенд (все эти монстры под кроватями, ожившие мертвецы и зловещие пугала) в том или ином виде была переработана и подана на экранах, поэтому попытка собрать компиляцию историй, с которых во многом все и начиналось, заранее была обречена на клеймо вторичности. Это и происходит: при том, что снят фильм небезыскусно, сами истории попросту не цепляют. Ругать при этом его сложно, так как есть шанс попасться на удочку: да, многое сделано с большим количеством допущений и упрощений, но разве не таковы детские страшилки? Странноватым кажется и решение привязать к сюжету политический аспект: то и дело на фоне творящегося макабра по телевизору мелькают то дебаты с участием Ричарда Никсона (вскоре после событий картины он станет президентом США), то обсуждение кампании во Вьетнаме. Фильм даже рифмует кошмары, с которыми столкнулись подростки, с кошмаром войны: слишком уж быстрый переход во взрослую жизнь заканчивается для одного из героев именно что отправкой на ненужную ему войну, которая во многом куда страшнее, чем местные монстры в небольшом городке.
Первое убийство, того самого хулигана-задиры, который многие годы доставал главных героев, обставлено со вкусом: ненавидимое им с детства чучело оживает и мстит за все издевки, что парень причинял на протяжении своей жизни. В итоге место старого чучела занимает новое, сделанное уже из несносного задиры.
- «Джуманджи» — подростковое фэнтези, напоминающее творение Овредала — разве что без хоррор-составляющей;
- «Ужастики» — еще одна экранизация серии культовых детских хоррор-романов (пусть и с более легким настроением), на этот раз — Роберта Стайна;
- «Очень странные дела» — задавший тон на ностальгию по 80-м сериал о приключениях подростков, столкнувшихся с Неизвестным.
«Страшные истории для рассказа в темноте» Андре Овредала в российском прокате с 8 августа.
Комментарии