Самое жуткое и странное, что не побоялись показать на ММКФ-2022.
Самое интересное на ММКФ, как правило, происходит в темноте – особенно в программе «Дикие ночи», которую в этом году собрали со всех уголков мира. Мы выбрали наиболее любопытные хорроры, которые шокируют, удивляют или выводят из равновесия.
«Горечь», Тайвань
По сюжету, мир уже какое-то время живет с вирусом, и все к нему почти привыкли. Как вдруг он резко мутирует, вызывая непредсказуемые последствия. Их и застают двое влюбленных вдали друг от друга. Парень был дома, когда к нему вломился обезумевший сосед, а девушка оказалась в обезумевшем метро. Теперь им надо воссоединиться, пока мир не погрузился в кровавый апокалипсис.
Самый жестокий фильм программы, соединивший слэшер, боди-хоррор и эпидемию страшного вируса воедино. Сказать, что он про зомби, нельзя, хотя люди пальцами выдавливают другу другу глазные яблоки и радостно прислушиваются к хрусту костей. Потому что, во-первых, помимо агрессии, заболевшие испытывают еще и неконтролируемую похоть: они буквально совокупляются со всем, что движется, а если не движется, то… дальше все понятно. А во-вторых, они еще и осознают, что делают, продолжают разговаривать и даже преследуют конкретный объект внезапно нахлынувшей страсти.
«Нечто в доме», США
Новую работу Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона впервые показали на «Сандэнсе» в начале 2022 года. Лента мгновенно заслужила одобрение зрителей и критиков и стала одной из самых долгожданных премьер для любителей ужастиков. Если коротко, то Мурхед и Бенсон умело перемещается между жанрами, создавая новые миры при помощи простых кинематографических средств. Нередко они сами пишут сценарий, снимают, монтируют и так далее (подробнее читайте здесь). Но на этот режиссерский дуэт перешел на новый уровень, совместив триллер и комедию.
«Нечто в доме» рассказывает про двух неудачников Стива и Левая, которые обнаруживают в доме паранормальное явление и решают снять об этом документалку. Фильм, на их взгляд, поможет выбраться из никчемного существования. И мало того, что режиссеры сняли себя в фильме про съемки фильма, так они еще и как следует постебались над увлечением своих персонажей.
Парни везде видят невероятные совпадения, которые якобы должны привести их к какому-то открытию. У Стива вообще случается эдакий синдром поиска глубинного смысла – и вот они уже, как фанатики, собирают воедино никак не связанные аксиомы и теоремы из разных наук, по уши увязая в конспирологии. При этом все начинается – не поверите! – с летающей пепельницы. Было бы смешно, если бы не было так грустно: 2 часа в итоге посвящены диалогам об утраченных иллюзиях и скучно прожитой жизни.
«Полярис», Канада
Самый необычный и яркий фильм ночной программы ММКФ, даром что большая часть экрана заполнена снегом и лесом, а диалоги в принципе отсутствуют. Самостоятельный, ни на что не похожий мир являет собой будущее – без мужчин, без слов, без семейных уз. Женщины из племени носят мех и железо, пользуются стрелами, водят снегоходы и пьют кислотно-зеленых сок неведомого дерева. Но есть и девчонка без племени: Суми воспитала белая медведица, и эта девочка умеет выживать в любых условиях – до тех пор, пока ее не схватят охотницы. Именно так и произошло: охотницы увезли Суми и убили одного из белых медведей. Теперь девочке предстоит выбраться, используя лишь один компас – путеводную полярную звезду.
Этот фильм иллюстрирует самые разные стороны человеческой природы: агрессию и неприятие, взаимовыручку и доверие. Жестокость охотниц, как и отчаянная борьба Суми за выживание, обеспечили достаточный литраж крови в кадре. А необычный способ взаимодействия девочки с новым другом при помощи губной гармошки уравновесил недостаток привычного диалога. Что еще важнее: созвездие Большой медведицы, заменившее девочке мать-медведицу, представляет собой неожиданную, трогательную и красивую аллегорию о связи детей и родителей. Которая находит место в самом сердце этого мира – под пылающим звездным небом в распахнутой глазнице старой обсерватории.
«Полночь», Южная Корея
Весьма интригующий и динамичный триллер только по описанию напоминает «Тишину» Майка Флэнегана, где глухая девушка оказывается в западне. Но здесь главная героиня Кен-ми немая, так что позвать на помощь и для нее становится проблемой. По сюжету, она сталкивается с жертвой маньяка, а затем и сама становится его заложницей. Правда, он настолько неумелый, что девушке удается сбежать, но оторваться удалось ненадолго – маньяк буквально идет по пятам…
По сути, это кино о взаимодействии красавчика-социопата с его самой неудобной жертвой, почти что комедия. Таких неудачников с ножами в руках вы точно еще не видели, еще и болтливых. Да, тут нет совсем уж ужасных событий, крови маловато, жертва и на минуту на экране не задержалась… Но долгие и насыщенные «кошки-мышки» главных героев – действительно захватывающая история, плюс свежий взгляд на триллеры о преследовании.
«Нептун Фрост», США/Руанда
Первое, что нужно знать об этом фильме – его снял рэпер-писатель-музыкант Сол Уильямс вместе со своей женой, руандийской художницей Анисией Узейман, а продюсировал проект Эзра Миллер. Их детище – афрофутуристический кибер-мюзикл, светящийся в неоне, полный сновидческих образов и новой самобытной мифологии сопротивления. Звучит страшнее, чем есть на самом деле.
В центре сюжета – выброшенные на обочину социума молодые люди, которые организуют сопротивление где-то вне миров и пространств. Посыл описывается фактически одной фразой: Fuck Mr. Google. Но все сложнее: пора строить новый мир, который нельзя возвести под гнетом псевдодемократии и всепоглощающих международных корпораций.
Среди главных героев – Маталуза, чьего брата убили на каменоломне, и Нептун, чья мать тоже умерла. Нептун, к слову, представлен двумя гендерами в двух разных мирах. Например, при встрече с Маталузой он – девушка, и между ними сразу же возникает связь, которая буквально может привести к крушению прежнего мира. В дополнение к этому идут такие аутентичные вещички, как бомбер из компьютерной клавиатуры, маски и украшения из проволоки, странные восьмиугольные «зеркальца», напоминающие смартфоны, и велосипедные колеса вместо головных уборов. Звук африканских барабанов и этнических песнопений перемежается электронной музыкой, путь к идентичности превращается в танец, а фильм надо смотреть как если бы это был чей-то сон, который проще прочувствовать, чем понять.
«Стоян», Испания
По атмосфере и эстетике эту картину можно описать так: «Твин Пикс» встречает «Паранормальное», и они идут в гости к «Настоящему детективу». Итак: пропадает мальчик по имени Стоян, на его поиски отправляется мать Майка. Ее муж недавно ушел из семьи, или умер, или исчез – понять сложно, даже при условии разбросанных по фильму намеков. В общем, за помощью к нему точно не обратишься, так что Майка идет в полицию, но на пороге сталкивается с таинственной женщиной, которая намекает, что Стоян попал в некий Другой мир. Полиция тем временем занялась другим расследованием: обнаруженным в заброшке трупом девушки с выросшим из глаза деревом…
Как эти два события связаны, гадать не придется: фильм не страдает отсутствием логики, а вот повествование движется нелинейно, отчего поначалу можно запутаться. Однако особенность фильма не столько в его невероятных событиях, сколько в плотной атмосфере какого-то безвременья, застрявшего между мирами. Странный свет, мистический саундтрек, пугающие события, которые нарочно не придумаешь – все это составляет абсолютно новый киномир, в котором может произойти все, что угодно (но ничего хорошего).
Исчезновение Стояна стало аллегорией для потери ребенка в итоге неверного воспитания: первым шагом Майки к сыну стало прощение тех, кто сделал ей больно. Затем, однако, сюжет вывернулся в мертвую петлю и нырнул в буддийское чистилище Бардо – вслед за жизнью главной героини, ее сыном, ее мужем и сотнями других душ. Буддизм здесь – не добрый всепрощающей дзен, любовь к ребенку – не добродетель, а круг жизни – необходимость приносить жертвы. Очень любопытно, хотя и жутко мрачно.
«Что видел Иосия», США
Картина представляет из себя триптих, где каждая часть посвящена одному из членов семьи Грэм. Так, первая рассказывает про младшего брата Томаса, который до сих пор живет с отцом Джосаем, вторая – про старшего брата Элая с криминальным прошлым, третья – про сестру Мэри, которая мечтает, но не может иметь детей. Когда они учились в школе, их мать покончила с собой, и старшие разъехались куда глаза глядят, что породило тревожные слухи об их поместье. Теперь же, спустя пару десятков лет, представители нефтедобывающей компании намерены выкупить участок. Это собирает семью в «проклятом» доме, который оказывается не так-то просто покинуть…
Пожалуй, это классический представитель слоубернеров в программе: сюжет развивается вяло, строится вокруг травм прошлого и очень плохой семейной истории, а заканчивается шокирующим открытием. Это, конечно, не «Реинкарнация», но тема все та же: от семейного проклятия никому не уйти. Причем проклятия не в прямом смысле, а именно, как в вышеупомянутом фильме Ари Астера, в смысле непрошенного наследия. То, что родители «подарили» детям как опыт и поломанную жизнь.
Комментарии