Кино

«Утраченные иллюзии»: Зачем смотреть триумфатора «Сезара»

Париж времен Реставрации. Франция отходит от революции, монархия медленно, но верно укрепляет свою власть, аристократия и нувориши стремятся праздно прожигать жизнь, а либералы, помимо идеологических проповедей, не упускают возможности заработать побольше денег.

Именно в такую обстановку попадает молодой провинциальный поэт Люсьен де Рюбампре (Бенжамен Вуазен из «Лета’85» – самый многообещающий актер этого года, по мнению академиков «Сезара»), которому лишь предстоит овладеть искусным мастерством оппортунизма. Пока же его идеалы не извиняют отсутствия манер, а правила существования в светском обществе остаются тайной за семью печатями.

Уповать на богатую, но не слишком знатную и к тому же замужнюю покровительницу Луизу де Баржетон (Сесиль Де Франс), которая вывезла его в столицу, не приходится, и просвещать Люсьена берется редактор Этьен Лусто (Венсан Лакост). Ученик в короткий срок превосходит учителя в умении создавать скандалы и обирать всех причастных до нитки.

В Париже действительно можно сделать головокружительную карьеру – от торговца фруктами до крупного издателя (Жерар Депардье), от провинциального таланта до главного редактора популярной газеты. Открыто продает себя каждый второй, а купить можно все что угодно, были бы деньги. Что помещает условный роман взросления (хотя правильнее называть его дорогой к разочарованию) в декорации сущего балагана.

Уродливая нагота Парижа, впрочем, не для всех очевидна: некоторые уж слишком ослеплены. Амбициями, алчностью, жаждой мести, стрелы которой, очевидно, не долетают до адресата. А вот любовь и разумные начала эти орудия сметают в первую очередь. Воплощения их сколь редки, столь и причудливы. В их числе бульварная актриса Корали (Саломе Деваэль) и Натан д’Анастазио (Ксавье Долан, авторская замена закадрового голоса) – писатель, растерявший еще не весь свой идеализм, но предпочитающий праздной суете разумное бездействие. Они – скромные фигуры на громадной шахматной доске, пешки, не имеющие веса и не всегда осознающие шаткость своего положения.

От добродетельных семьи Люсьена и кружка д’Артеза остались лишь отголоски, из-за чего практически полностью срезаны провинциальные перипетии и часть интеллектуальных дебатов – примерно с такой же безжалостностью под нож идут рассуждения Левина в экранизациях «Анны Карениной». Но дело не в снобизме, а в специфических особенностях литературы и кинематографа: кому, в самом деле, нужна пасторальность Ангулема, когда есть блеск и нищета Парижа?

Хотя гедонизм в работе Ксавье Джанноли скорее приглушенный: роскошь костюмов и интерьеров бесспорна, а сиюминутные наслаждения, выраженные в реках шампанского и необходимости делиться женщинами, постепенно теряют силу и цвет. Всего лишь рамки, просто еще один кадр, показывающий постепенную деградацию героев, тусклеющий с каждой минутой, а иногда и вовсе достигающий степени мрака с полотен Караваджо. С той же скоростью истончается и марево иллюзий.

Политические игры, нюансы которых сведены к минимуму, перемежаются с остроумными упражнениями в софистике, постоянным поднятием чужих и собственных ставок, а также попытками заключить как можно более выгодные договоры – как бесплодные, так и весьма удачные. Но в бурном водовороте столичной жизни и благие, и зловредные намерения растворяются без следа.

Раскинутая сеть из множества интересов и компромиссов здесь действительно обширна, но все это выглядит ширмой, которую многие совсем не замечают, пребывая в вечной погоне за богатством, статусом и престижем. И в этом смысле «Утраченные иллюзии» – весьма наглядное свидетельство того, что деньги частенько бывают важнее титула, но если нет ни того, ни другого, то жизнь оказывается совсем уж непростой.

Эта трагедия под печальные и торжественные переливы скрипки (в программе – Шуберт, Рамо, Вивальди и Перселл) подходит к своему закономерному финалу весьма неспешно. Не открывая человеку, имеющему хоть какой-то житейский опыт, ничего нового, но весьма точно живописуя людские характеры, привычки и пороки. Впрочем, в этом и заключаются универсальность и извечная злободневность «Человеческой комедии», придираться к которым совсем уж глупо. Что ж, до божественной нам далеко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

1 час назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

19 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад