Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Успехи российского кино на внутреннем рынке и международной арене

Успехи российского кино на внутреннем рынке и международной арене

27 августа 2021 /
Успехи российского кино на внутреннем рынке и международной арене

За последний год ситуация кардинально поменялась.

Министр культуры РФ Ольга Любимова на ПМЭФ рассказала о повышенном интересе иностранцев к российскому кино. Отношение к отечественной киноиндустрии стремительно меняется в лучшую сторону и внутри страны. Ко Дню российского кино «КиноРепортер» проанализировал успехи в отрасли за последний год.

Внутренний прокат

российское кино
Кадр из фильма «Последний богатырь: Корень зла»

Прошлый год по многим показателям можно назвать катастрофичным – в первую очередь из-за пандемии. Но уже в начале 2021-го многие отрасли стали восстанавливаться после неожиданного кризиса. Наибольшей живучестью отличилась киноиндустрия: за первые 10 дней января кинотеатры посетили 11 миллионов человек, при этом более 80% кассовых сборов пришлось на фильмы российского производства.

Лидерами стали масштабные блокбастеры – сказочный «Последний богатырь: Корень зла» и экшен-драма «Огонь». Эти две картины собрали за прошлые новогодние каникулы рекордную сумму, перевалившую за 2 млрд рублей. К слову, в первом проекте снялась Мила Сивацкая, а во втором – Тихон Жизневский. Оба стали лауреатами премии «Аванс» журнала «КиноРепортер».

Кадр из фильма «Огонь»

После зимних праздников кинобум поутих, но в прокатной сетке осталось большое количество картин отечественного производства.  Такая ситуация сложилась и из-за бесконечных переносов иностранных лент, особенно высокобюджетных, и введенной за рубежом практике гибридного проката. И пока американские и европейские студии пытаются приспособиться к новой системе, российские проекты выходят сразу на большие экраны.

Господдержка

qr
Кинотеатры получили 2 млрд рублей

Благо долгосрочного закрытия кинотеатров в нашей стране тоже не случилось: они, если и были, оставались локальными и не слишком продолжительными (и уж точно не сравнимыми с ситуацией, когда залы остаются недоступны для зрителей больше года). Кроме того, кинотеатры получили половину обещанной суммы господдержки, а это больше 2 млрд рублей. Субсидии получили и 11 студий: те, кто прошел отборочный этап, могли претендовать на полмиллиона рублей.

Нельзя не сказать про систему рибейтов, которая сейчас активно вводится на территории страны не только для зарубежных, но и для отечественных студий. В будущем бюджет будет только увеличиваться, тем более что интерес к этим процессам большой.

Фестивали

российское кино
Кадр из фильма «Дочь рыбака»

Неожиданный (хотя по нашему мнению, давно заслуженный) интерес к российскому кино проснулся у фестивальных отборщиков и организаторов крупных смотров. Они продолжают попытки не уйти в онлайн окончательно, из-за чего сроки некоторых мероприятий сдвигаются. Однако в итоге программы собираются насыщенные и жанрово богатые. Количество отечественных проектов на них тоже радует.

Так, на Берлинале – практически единственном смотре, которому пришлось полностью уйти в онлайн, – показали безумную фантасмагорию Юлдус Батиозиной «Дочь рыбака», героинями которой стали царевны в вязаных балаклавах и кокошниках.

Кадр из фильма «Декабрь»

Там же байерам представили потенциальные зрительские хиты, в числе которых фильм производства «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» «Чемпион мира», военная драма «Летчик» о Николае Комлеве, которому удается остановить немецкую танковую колонну, движущуюся к Москве, и исторический «Декабрь» о последних днях Сергея Есенина. Сериал Kion «Коса» победил на фестивале в Нью-Йорке, анимация Дмитрия Геллера «Хозяйка Медной горы» взяла приз на Кипре.

Кадр из фильма «Девятаев»

В Канны на кинорынок отправились «Огонь» Алексея Нужного, «Время первых» Дмитрия Киселева, «Ледяной демон» Ивана Капитонова, «Девятаев» Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова, а также «Красный призрак» Андрея Богатырева. Не стоит забывать и о сериалах: на Лазурном Берегу увидели «Вампиров средней полосы», «Пассажиров» и «Контейнер».

В каннском конкурсе тоже были успехи. Самым громким, конечно, стала драма Киры Коваленко «Разжимая кулаки», взявшая Гран-при в программе «Особый взгляд», там же представили и «Дело» Алексея Германа-младшего.

Разжимая кулаки
Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

Но были и другие: российский «Почтальон» победил в конкурсе молодых талантов, Влад Опельянц получил приз высшей технической комиссии за «Петровых в гриппе». Кроме того, фильм «Купе № 6» Юхо Куосманена с Юрой Борисовым взял две награды – Гран-при жюри и приз христианского жюри.

Дальше – больше. Помимо «Медеи» Александра Зельдовича и «Герды» Натальи Кудряшовой, на фестивале показали «Ивана Денисовича» Глеба Панфилова по повести Александра Солженицына и документальный фильм Евгении Останиной «Расторгуев». Первые три картины по итогу смотра не остались без призов, а от «Герды» к тому же пришел в восторг Гаспар Ноэ.

Кадр из фильма «Капитан Волконогов бежал»

А ведь еще не было Сан-Себастьяна, Венеции и Торонто. В Испании в конкурсе будет представлена «Ничья» Лены Ланских. В Италию поедут «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова все с тем же Юрой Борисовым (основной конкурс) и новый фильм Владимира Битокова «Мама, я дома» («Горизонты Экстра»). В Северную Америку – снова Кира Коваленко. Так что до финиша еще далеко.

Голливуд

Илья Найшуллер
На съемках фильма «Никто»

Перечисляя заслуги отдельных людей, нельзя не упомянуть и Илью Найшуллера. Автор «Хардкора» стал первым российским режиссером, фильм которого возглавил американский бокс-офис. За выход экшена «Никто» именно на больших экранах постановщик бился едва ли не насмерть, чем порядком порадовал зрителей, соскучившихся по олдскульным боевикам. Боб Оденкерк добавил картине необходимого драйва, а Алексей Серебряков, покоривший продюсеров первыми же самопробами, подкрутил градус безумия до нужной отметки. 

Платформы

Кадр из фильма «Серебряные коньки»

Еще одной площадкой для продвижения нашего кино стали стриминги. Отечественной индустрией наконец-то полноценно заинтересовался Netflix. Первой ласточкой в этом году стала покупка мультфильма «Ганзель, Гретель и Агентство Магии», попавшего в топ-10 на стриминге.

Второй – приобретение «Серебряных коньков»: проект Михаила Локшина стал российским дебютом в линейке Originals. Затем – успех комикс-блокбастера «Майор Гром. Чумной Доктор» с Тихоном Жизневским, ставшего самым популярным проектом платформы за июль. Впереди – новая «Анна Каренина» со звездным составом.

Кадр из фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»

Менее крупные игроки тоже не отстают: американский развлекательный сервис для детей Toon Goggles приобрел права на российские мультипликационные проекты «Смешарики», «Малышарики» и «ПинКод».

Копродукция

Аугуст Диль сыграет Воланда

Вопрос о творческом союзе между странами тоже стоит остро. Российские проекты не только покупают за рубеж, но и переснимают. Из самого свежего: в Голливуде займутся ремейком сайфая «Спутник», в Китае переснимут фэнтези-комедию «Призрак». Сотрудничество работает и в обратном направлении: в «Воланде» все того же Михаила Локшина снимется Аугуст Диль. Аутентично? Очень даже.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: