За последний год ситуация кардинально поменялась.
Министр культуры РФ Ольга Любимова на ПМЭФ рассказала о повышенном интересе иностранцев к российскому кино. Отношение к отечественной киноиндустрии стремительно меняется в лучшую сторону и внутри страны. Ко Дню российского кино «КиноРепортер» проанализировал успехи в отрасли за последний год.
Внутренний прокат
Прошлый год по многим показателям можно назвать катастрофичным – в первую очередь из-за пандемии. Но уже в начале 2021-го многие отрасли стали восстанавливаться после неожиданного кризиса. Наибольшей живучестью отличилась киноиндустрия: за первые 10 дней января кинотеатры посетили 11 миллионов человек, при этом более 80% кассовых сборов пришлось на фильмы российского производства.
Лидерами стали масштабные блокбастеры – сказочный «Последний богатырь: Корень зла» и экшен-драма «Огонь». Эти две картины собрали за прошлые новогодние каникулы рекордную сумму, перевалившую за 2 млрд рублей. К слову, в первом проекте снялась Мила Сивацкая, а во втором – Тихон Жизневский. Оба стали лауреатами премии «Аванс» журнала «КиноРепортер».
После зимних праздников кинобум поутих, но в прокатной сетке осталось большое количество картин отечественного производства. Такая ситуация сложилась и из-за бесконечных переносов иностранных лент, особенно высокобюджетных, и введенной за рубежом практике гибридного проката. И пока американские и европейские студии пытаются приспособиться к новой системе, российские проекты выходят сразу на большие экраны.
Господдержка
Благо долгосрочного закрытия кинотеатров в нашей стране тоже не случилось: они, если и были, оставались локальными и не слишком продолжительными (и уж точно не сравнимыми с ситуацией, когда залы остаются недоступны для зрителей больше года). Кроме того, кинотеатры получили половину обещанной суммы господдержки, а это больше 2 млрд рублей. Субсидии получили и 11 студий: те, кто прошел отборочный этап, могли претендовать на полмиллиона рублей.
Нельзя не сказать про систему рибейтов, которая сейчас активно вводится на территории страны не только для зарубежных, но и для отечественных студий. В будущем бюджет будет только увеличиваться, тем более что интерес к этим процессам большой.
Фестивали
Неожиданный (хотя по нашему мнению, давно заслуженный) интерес к российскому кино проснулся у фестивальных отборщиков и организаторов крупных смотров. Они продолжают попытки не уйти в онлайн окончательно, из-за чего сроки некоторых мероприятий сдвигаются. Однако в итоге программы собираются насыщенные и жанрово богатые. Количество отечественных проектов на них тоже радует.
Так, на Берлинале – практически единственном смотре, которому пришлось полностью уйти в онлайн, – показали безумную фантасмагорию Юлдус Батиозиной «Дочь рыбака», героинями которой стали царевны в вязаных балаклавах и кокошниках.
Там же байерам представили потенциальные зрительские хиты, в числе которых фильм производства «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» «Чемпион мира», военная драма «Летчик» о Николае Комлеве, которому удается остановить немецкую танковую колонну, движущуюся к Москве, и исторический «Декабрь» о последних днях Сергея Есенина. Сериал Kion «Коса» победил на фестивале в Нью-Йорке, анимация Дмитрия Геллера «Хозяйка Медной горы» взяла приз на Кипре.
В Канны на кинорынок отправились «Огонь» Алексея Нужного, «Время первых» Дмитрия Киселева, «Ледяной демон» Ивана Капитонова, «Девятаев» Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова, а также «Красный призрак» Андрея Богатырева. Не стоит забывать и о сериалах: на Лазурном Берегу увидели «Вампиров средней полосы», «Пассажиров» и «Контейнер».
В каннском конкурсе тоже были успехи. Самым громким, конечно, стала драма Киры Коваленко «Разжимая кулаки», взявшая Гран-при в программе «Особый взгляд», там же представили и «Дело» Алексея Германа-младшего.
Но были и другие: российский «Почтальон» победил в конкурсе молодых талантов, Влад Опельянц получил приз высшей технической комиссии за «Петровых в гриппе». Кроме того, фильм «Купе № 6» Юхо Куосманена с Юрой Борисовым взял две награды – Гран-при жюри и приз христианского жюри.
Дальше – больше. Помимо «Медеи» Александра Зельдовича и «Герды» Натальи Кудряшовой, на фестивале показали «Ивана Денисовича» Глеба Панфилова по повести Александра Солженицына и документальный фильм Евгении Останиной «Расторгуев». Первые три картины по итогу смотра не остались без призов, а от «Герды» к тому же пришел в восторг Гаспар Ноэ.
А ведь еще не было Сан-Себастьяна, Венеции и Торонто. В Испании в конкурсе будет представлена «Ничья» Лены Ланских. В Италию поедут «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова все с тем же Юрой Борисовым (основной конкурс) и новый фильм Владимира Битокова «Мама, я дома» («Горизонты Экстра»). В Северную Америку – снова Кира Коваленко. Так что до финиша еще далеко.
Голливуд
Перечисляя заслуги отдельных людей, нельзя не упомянуть и Илью Найшуллера. Автор «Хардкора» стал первым российским режиссером, фильм которого возглавил американский бокс-офис. За выход экшена «Никто» именно на больших экранах постановщик бился едва ли не насмерть, чем порядком порадовал зрителей, соскучившихся по олдскульным боевикам. Боб Оденкерк добавил картине необходимого драйва, а Алексей Серебряков, покоривший продюсеров первыми же самопробами, подкрутил градус безумия до нужной отметки.
Платформы
Еще одной площадкой для продвижения нашего кино стали стриминги. Отечественной индустрией наконец-то полноценно заинтересовался Netflix. Первой ласточкой в этом году стала покупка мультфильма «Ганзель, Гретель и Агентство Магии», попавшего в топ-10 на стриминге.
Второй – приобретение «Серебряных коньков»: проект Михаила Локшина стал российским дебютом в линейке Originals. Затем – успех комикс-блокбастера «Майор Гром. Чумной Доктор» с Тихоном Жизневским, ставшего самым популярным проектом платформы за июль. Впереди – новая «Анна Каренина» со звездным составом.
Менее крупные игроки тоже не отстают: американский развлекательный сервис для детей Toon Goggles приобрел права на российские мультипликационные проекты «Смешарики», «Малышарики» и «ПинКод».
Копродукция
Вопрос о творческом союзе между странами тоже стоит остро. Российские проекты не только покупают за рубеж, но и переснимают. Из самого свежего: в Голливуде займутся ремейком сайфая «Спутник», в Китае переснимут фэнтези-комедию «Призрак». Сотрудничество работает и в обратном направлении: в «Воланде» все того же Михаила Локшина снимется Аугуст Диль. Аутентично? Очень даже.
Комментарии