На сцене царствуют сумерки. Призрачным лунным светом залиты парковые аллеи и мраморные колонны старинной усадьбы (ее фасад – точная копия входа в РАМТ). Но герои, кажется, не замечают сгущающейся вокруг темноты – они жмурятся от весеннего солнца, радуются летней грозе и видят радугу в вышине, где почти осязаемо кружит плотное марево. Ждать, пока с их глаз спадет пелена, бессмысленно. Они судят изнутри – своей эпохи, сложившейся ситуации, моральных установок.
В то время как взгляд из зрительного зала может быть только ретроспективным: пьеса Бориса Зайцева написана в 1911-м, а значит впереди – Первая мировая и Гражданская войны, революции, несколько волн эмиграции (в первую страну покинет сам драматург). Болезненное наваждение можно лишь предугадать, и тем не менее, в самом дыхании пьесы в иные минуты чувствуется безоглядное подчинение фатуму, столь характерное для произведений Серебряного века.
А еще – неуловимая печаль, которая рассеивается в воздухе, словно отравляя его. Хотя в имение Александра Петровича (Андрей Бажин) гости прибывают с самыми радостными предчувствиями. «Въезжая, я чувствовал, что здесь что-то изменится в моей жизни. И мне представились ауспиции местных божеств благоприятными», – неделями позже признает чудак-ученый Фортунатов.
В качестве главных божеств выступают молодость, чьим главным патроном является хозяин, каждое лето собирающий в своем доме шумных гимназистов, и любовь, перед которой благоговеют все остальные. У нее тоже есть физическое воплощение – статуя Венеры, привезенная из Франции полтора столетия назад. Ее безмолвное равнодушие, кажется, дрогнуло под накалом страстей и тысяч прозвучавших признаний: здесь все любят, и все по-своему страдают.
В иных условиях столь запутанные отношения могли бы превратить происходящее в вульгарный водевиль: падчерица Наташа (Анастасия Волынская) влюблена в отчима (Денис Баландин), отчим – в подругу семьи (Дарья Рощина), мать (Анна Тараторкина) – в мужа этой подруги (Максим Керин), в то время как по ней самой вздыхает старинный приятель Тураев (Евгений Редько). Но герои «Усадьбы Ланиных» слишком хорошо воспитаны: даже юный анархист Коля (Андрей Лаптев) готов постоять словом и делом за задетую честь – сначала чужую, а затем и свою.
Когда любовь и молодость схлестываются, все стремится к точке невозврата. Раненое сердце требует немедленной сатисфакции, которая в силу неопытности и романтических представлений выражается в немедленной и безоговорочной гибели. О смерти говорит и вдовец Ланин: «Бога нужно просить, чтобы своей любви не переживать». И при этом даже не допускает мысли о том, что пережить любовь можно даже тогда, когда оба остались на этом свете.
Верх над скорбью в «Усадьбе Ланиных» одерживает сила если не прощения, то принятия, граничащего с евангельским смирением. Те, кто постарше, находят в себе силы не просто посмотреть правде в глаза, но и озвучить ее. Так, непростой диалог происходит даже между теми, чьи чувства сильны и взаимны, отложенное признание позволяет вздохнуть полной грудью, хоть и не утоляет накопившейся тоски, а отношения матери и дочери, которые многие недели не могут даже взглянуть друг на друга, выправляются после того, как их несчастье становится общим.
Счастье и горе равны в своей преображающей силе – в том числе и потому, что после них возможна новая жизнь. И у многих героев «Усадьбы Ланиных» она начинается в относительной свободе: не просто так Мария говорит, что ей хотелось бы стать нимфой и сбежать, заслышав свирель Пана. Огромное пространство (художник – Максим Обрезков) дышит само себе: чеховская тоска разбавляется чеховским юмором, а самодостаточные диалоги практически не нуждаются в музыкальном сопровождении.
По подмосткам гуляет ветер, который доносит до обитателей ароматы лугов, неслышимых зрителям, и заставляет развеваться гигантские жемчужные полотнища. В вихре вальса пролетают молодые парни и девушки в белых нарядах, едва не сбивая замешкавшихся гостей с ног. Наконец, вращается и сама сцена, словно намекая, что на смену этим людям придут другие, а первую зелень снова сменит первый снег. Как сказал другой классик: умрешь – начнешь опять сначала, и повторится все, как встарь.
В середине 1950-х студийная система в Голливуде рушилась – звезды уже не были намертво привязаны к шести студиям-гигантам, поделившим между…
Российской анимации для взрослых становится все больше. Мало кто знает, но вот буквально за эту зиму уже вышло несколько совершенно…
Стали известны победители уникального проекта «5 пилотов для Okko», участники которого как шоураннеры и режиссеры сняли пилотную серию своего сериала.…
Международная исследовательская компания GfK опубликовала очередной рейтинг онлайн-кинотеатров в России. По итогам четвертого квартала 2024 года подписками на платформы пользовались…
Сегодня 65 лет исполняется Джеймсу Спэйдеру – актеру, который запомнился большинству киноманов по эротическим драмам и триллерам 1990-х. Несмотря на…
Триумфальную постановку Театра имени Вахтангова «Павел I» покажут на больших экранах в рамках проекта «Театр в кино». Главную роль исполнил…