120 лет назад, 5 декабря 1901 года, родился великий мультипликатор и не менее великий бизнесмен Уолт Дисней. Мы знаем о нем чуть больше, чем все: его фамилия упоминается по сотне раз на дню в связи с потрясающей полнометражной мультипликацией и многочисленными героями, которые стали символами эпохи. Но все же остались моменты в биографии Диснея, которые до сих пор вызывают удивление.
Микки-Маус – бесспорный символ компании Disney, и кажется, что с него вообще началась вся анимация. Однако первым проектом юного Уолта и его коллеги Аба Айвериса был кролик Освальд, права на которого, правда, потом «ушли» к юридически более подкованной компании. При этом вскоре место Освальда заняла весьма похожая на него мышь. Но это уже совсем другая история.
А если говорить про самого Микки, то его вообще поначалу звали Мортимер. К счастью, мышке не понадобился паспорт, чтобы сменить имя.
Вернемся назад, в 1920-й. Юный художник вернулся с войны и устроился в студию, которая занимается кинорекламой. Там он встретил будущего компаньона, а спустя 3 года уже подписал первый контракт. Анимационная студия Уолта, которую он основал вместе с братом Роем, в те времена размещалась в гараже.
Точнее сказать, все шло хорошо до момента, когда Уолт и его коллега Аб Айверкс, не думая, передали права на того самого кролика Освальда компании Universal Pictures. Точнее, сначала парни придумали своего наипервейшего персонажа. Затем UPI заказала мультсериал о нем, и это принесло начинающим мультипликаторам немаленький доход. Но, увы, контракт предполагал передачу прав на Освальда, и в конце концов Universal стала выпускать сериал про кролика самостоятельно. Да еще и аниматоров к себе диснеевских переманила!
Но в 2006 году в рамках сделки с Universal Pictures компания Disney все-таки вернула себе права на Освальда. Вот уж в самом деле легендарный камбэк.
Собственно, с тех пор-то Уолт Дисней и относился чрезвычайно серьезно к теме авторских прав. Но тут история скорее забавная, нежели скучная. В тот момент, когда появился Микки-Маус (1928), в США сохранение авторских прав длилось в течение 28 лет. Затем этот срок можно было продлить еще на 28 лет. И в тот момент, когда Микки практически стал достоянием общественности, закон изменился. Срок сохранения авторского права продлили до 75 лет. Но и это не конец! В 1998 году компания Disney смогла продлить срок еще на 20 лет. Так что ждем 2023-го: тогда-то все и прояснится с мышкой Микки.
Если бы не война, Дисней бы так и продолжил работать только с аниматорами мужского пола, потому что а) они не могут выйти замуж и забеременеть; б) у них есть чувство юмора и умение рисовать. Как видите, Уолт был тем еще сексистом. И это не единственная негативная черта мастера как руководителя. Порой он заставлял сотрудников работать сверхурочно и вдобавок был против профсоюзов. Так что однажды дело чуть не кончилось забастовкой. Но это было задолго до Второй мировой, а уж она-то многие вещи расставила по местам.
Но затем наступила Великая депрессия, и мышонок превратился в добряка. А прежде он шпынял других зверей и как следует грубил. Он даже нарисован был иначе, да и его походка вразвалочку скорее напоминала гангстерский моцион. А вот в 1930-х Микки стал милашкой.
На самом деле в военное время без этого было никак. Анимация не была востребована, так что Диснею приходилось зарабатывать агитационными роликами. В одном из таких роликов селезень Дональд работал на немцев и читал ту самую запрещенную книгу Гитлера. Но, к счастью для нас и для Дональда, это был всего лишь сон.
Сам по себе Микки, конечно, популярен. Но он бы никогда не принес компании столько денег, если бы Уолт Дисней не придумал зарабатывать на сувенирах. Как это было: спустя год после появления мистера Мауса, в 1929-м, Дисней основал подразделение компании, которое занималось реализацией лицензии на права использовать персонажей мультфильмов. Естественно, с целью получения прибыли. В конце концов изображение Микки стало зарабатывать по $1 млн в год. Пересчитывать по новому курсу лучше не пытаться, слишком большая цифра для одного маленького мышонка.
Создал первый в истории звуковой мультфильм, первый полнометражный цветной звуковой мультфильм, ну и так далее. Даже первый в мире «Оскар» за мультфильм – и тот был создан специально для диснеевской «Белоснежки» (1937). И не один, а целых восемь: один большой и семь маленьких. При этом на постоянной основе «Оскары» мультфильмам стали вручать лишь в 2002 году. Но в далеком 1937-м никто и подумать не мог, что люди действительно будут смотреть полнометражную анимацию в кинотеатре. И не по одному разу, надо заметить.
Диснейленд – отдельная веха в истории компании. И после войны тематический развлекательный парк казался самоубийством для небольшой компании. Даже брат Уолта был против. Но мистер Дисней знал, что нужно делать, и создал такой парк аттракционов, которого прежде мир просто не видел. При этом он ориентировался не только на малышей, которые любят мультики, но и на их родителей, которым тоже требовалось адекватное занятие в Диснейленде. Что ж, его мультфильмы, признаться честно, взрослые почитают не меньше детей. Так что, что бы Дисней ни задумал, это удается до сих пор.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…