Спорим, вы и подумать не могли, что эти проекты появились на свет благодаря «книжкам с картинками»?
«КиноРепортер» собрал десять любопытных фильмов, в основу которых легли так называемые графические романы (о том, что это за зверь, мы рассказали в отдельном материале), оставив за скобками не только анимацию, но и откровенную супергероику.
«Из ада» (2002)
Мистический триллер, снятый братьями Хьюз по сценарию Терри Хейса и Рафаэля Иглесиаса. Частично основан на одноименном графическом романе Алана Мура и Эдди Кэмпбелла об убийствах, совершенных Джеком-потрошителем. Джонни Депп здесь играет представителя закона, расследующего кошмарную серию и вынужденного погружаться в бездны самой отчаянной мерзости. Как в прямом, так и в переносном смысле.
Анамнез героя отягчен безвременной кончиной жены, экстрасенсорными видениями и всевозможными соблазнами викторианского Лондона, которым иногда опаснее сопротивляться, чем подчиняться. В общем, безнадега, но с изысканной ноткой декаденства.
Среди других актеров выделяются Хизер Грэм, Иэн Холм, Робби Колтрейн, Иэн Ричардсон и Джейсон Флеминг. Однозначный выбор для искушенных ценителей, да и как жанровое упражнение «Из ада» исправно работает даже четверть века спустя.
«Американское великолепие» (2003)
Комедийно-драматический байопик (!) автора комиксов Харви Пекара, решенный в гибридном формате: фильм сочетает в себе элементы игрового кино, документалистики и анимации. Основан необычный проект на одноименной долгоиграющей серии 1976–2008 годов, а также графическом романе 1994 года «Наш год борьбы с раком». Самого Пекара в картине сыграл Пол Джаматти, а актриса Хоуп Дэвис перевоплотилась в его экранную жену и верную соратницу Джойс Брабнер.
Для режиссеров Шари Спрингер Берман и Роберта Пулчини картина стала вызовом: раньше они снимали только документальные фильмы, и «Американское великолепие» позволило объединить в одном проекте вымышленные и реальные образы героев. За свою работу, точнее, ее сценарную часть, тандем удостоился номинации на «Оскара».
«Цыпленок с черносливом» (2011)
Драмеди по мотивам одноименного графического романа Маржан Сатрапи, ставшей сорежиссером экранизации наряду с Венсаном Паронно. Главный герой Насер-Али (Матье Амальрик), лишившись своей любимой скрипки, переживает экзистенциальный кризис, после чего решает просто лечь и умереть.
Способ отчего-то не срабатывает, и музыкант невольно начинает переосмысливать собственную жизнь. В воспоминания о прошлом и грезы о несбыточном будущем начинают вторгаться совсем фантастические мотивы, и когда к Насер-Али все-таки является ангел смерти, тот понимает, что передумал умирать.
Помимо Амальрика в картине можно увидеть великую Изабеллу Росселини, Голшифте Фарахани, Жамеля Деббуза и Кьяру Мастроянни. При таком актерском составе назвать «Цыпленка с черносливом» (любимое блюдо героя, которое готовила ему мама) скромным европейским фильмом язык просто не поворачивается.
«Обливион» (2013)
Прецедент: этот научно-фантастический боевик с Томом Крузом режиссер Джозеф Косински снял по собственному одноименному графическому роману, так и не дошедшему до публикации: все концепты в итоге ушли в производственные отделы.
В наличии агрессивные инопланетяне, техногенная катастрофа с применением ядерного оружия, военизированные дроны, технологии клонирования и криосна, сбывшиеся теории заговоров и прочие унылые прелести постапокалипсиса. Бонусом – стертая память главных героев, мешающая им более-менее спокойно существовать даже в столь ограниченных условиях, зато беспрестанно взывающая к глубоко спрятанным чувствам и человечности.
Медитативный сюжет уравнивается бесподобным визуалом, однако хронометраж в два часа у особо ретивых зрителей может вызвать незапланированное неудовольствие. Совсем другое дело – боевик Дага Лаймана «Грани будущего», тоже с Томом Крузом и тоже по графическому роману – на этот раз японского автора Хироси Сакурадзака. Вот там точно на всех хватит и задора, и юмора, и всевозможных физических упражнений.
«Сквозь снег» (2013)
Постапокалиптический боевик Пон Джун-хо, ставший для корейского постановщика англоязычным дебютом: 85% диалогов звучат именно на этом языке, а в кадре появляются такие голливудские звезды, как Крис Эванс, Тильда Суинтон, Джейми Белл, Октавия Спенсер, Джон Херт и Эд Харрис. Впрочем, на несущихся с огромной скоростью вагонах нашлось место и для знаменитостей национального масштаба – Сон Кан Хо и Го А Сон.
В основу ленты лег французский графический роман Жака Лоба, Бенжамена Леграна и Жан-Марка Рошетта под названием Le Transperceneige. Его авторы развивают идеи климатической инженерии: именно после неудачной попытки обуздать глобальное потепление человечество оказалось запертым в поезде, следующем в никуда.
«Дневник девочки-подростка» (2015)
Для разнообразия – «подростковая» картина Мариэль Хеллер прямиком с фестиваля «Сандэнс» о 15-летней девочке, которая начинает встречаться с бойфрендом своей матери. Другие сюжетные детали также органично укладываются в канву инди-проекта, события которого разворачиваются в Сан-Франциско образца 1976 года.
В основу фильма лег графический роман Фиби Глокнер, который во многих источниках проходит под грифом «автобиография». Гибридное произведение, в котором много как откровенных, так и достаточно тревожных высказываний, проливающих свет на внутреннюю жизнь тинейджера, в киноверсии превратилось в трагикомедию со звездным составом: помимо прочего, в кадре можно увидеть Кристен Уиг и Александра Скарсгарда.
Кроме того, это тот самый случай, когда графическая новелла выходит за границы жанровых условностей, а внимание читателя сосредоточено главным образом на внутреннем мире героев. Подобным настроением, хотя и менее радикальным с интимной точки зрения, отличалась и картина 2001 года «Призрачный мир», в которой сыграли Тора Берч, Скарлетт Йоханссон и Стив Бушеми. Тоже, к слову, основанная на графическом романе.
«Тайлер Рейк: Операция по спасению» (2020)
Невероятно, но факт: этот ковидный боевик Сэма Харгрейва, ставший для постановщика дебютом, тоже основан на графическом романе. Произведение под названием Ciudad (с испанского «город») для экранов адаптировал Джо Руссо. И справился с задачей на отлично: во всяком случае, за первый месяц картину посмотрело почти 100 млн человек, что обеспечило ей статус самого просматриваемого оригинального фильма в истории Netflix и запуск в производство сиквела.
В обеих картинах главную роль исполнил Крис Хемсворт (хотя за несколько лет до старта съемок продюсеры настаивали на кандидатуре Дуэйна Джонсона). Он сыграл австралийского наемника и специалиста по тайным операциям, которому по долгу службы суждено влипать в кровавые разборки и прочие неприятности. Ну и сложно поспорить с тем, что именно физическая форма Хемсворта и драйвовый подход к экшен-съемкам обеспечили «Тайлеру Рейку» львиную долю обрушившейся на него популярности.
«Время» (2021)
Фантастический триллер М. Найта Шьямалана с элементами боди-хоррора. В основу картины лег швейцарский графический роман Пьера Оскара Леви и Фредерика Питерса «Замок из песка». Получив его в подарок, постановщик загорелся идеей экранизации, и свой замысел осуществил в достаточно сжатые сроки. По сюжету семья на грани развода приезжает в райский уголок, однако вместе с несколькими незнакомцами оказывается отрезанной от цивилизации.
На чудесном уединенном пляже компании приходится срочно вспоминать Льюиса Кэррола: «Убить Время! Разве такое ему может понравиться! Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь». В версии Шьямалана просить получается только пощады: дети и взрослые стареют и умирают на глазах, а все их скрытые болезни прогрессируют с каждой минутой, однако гарантированного способа спастись не предвидится.
«Убийца» (2023)
Безупречно сконструированный триллер Дэвида Финчера по сценарию Эндрю Кевина Уокера. Фильм основан на серии французских графических романов, повествующих о наемном убийце, ведущим крайне аскетичный образ жизни. Первое знакомство с героем предполагает некоторый процент визуальной нелепицы (Майкл Фассбендер, притворяющийся безобидным туристом, – это пять) и его оригинального мышления.
Эти факторы выгодно отличают картину от ближайших конкурентов, поскольку набор сюжетных линий в них, как правило, столь же ограничен. Добавим, что разработка проекта велась достаточно долго: первые шаги были сделаны еще в 2007 году, однако до экранов (преимущественно телевизионных и компьютерных) «Убийца» добрался только полтора десятилетия спустя.
«Тогда. Сейчас. Потом» (2024)
Недавняя драма снята Робертом Земекисом по мотивам одноименного графического романа Ричарда Макгуайра (адаптирован сценаристом Эриком Ротом). Ее события разворачиваются нелинейно, охватывая огромный временной пласт, однако не покидают пределы небольшой территории – в оригинале картина носит название «Здесь», но его локализованная версия точнее отражает суть происходящего.
Сам режиссер в очередной раз заигрывает с технологиями (например, Тома Хэнкса и Робин Райт искусственно омолаживали), однако эта увлеченность незаметно уничтожает львиную долю естественности и, как бы банально это ни звучало, человечности. Впрочем, вполне возможно, Земекис – это лучшее, что вообще могло случиться с проектом: на этапе препродакшена почти все киностудии отказались от работы над ним, посчитав слишком рискованным и сложным для восприятия.
Комментарии