Мужика наняли присматривать за маленькой девочкой. Работка вроде бы непыльная, но есть, как говорится, нюансы. Девочка никогда не выходит из дома, а дом пустой и темный, на всех окнах закрытые жалюзи. И она, значит, целыми днями в четырех стенах сидит и сама с собой развлекается. И еще у нее зубы ледяные. А однажды мужику звонят и говорят: «Хватит там сидеть взаперти, бери девочку и вези ее сюда».
Должно быть, вас сейчас терзает вопрос: что за ледяные зубы такие? Отвечаем: вот такие вот ледяные зубы. Вернее сказать, зубов у девочки нет вовсе. А есть у нее во рту специальное приспособление для сбора слюны. Слюна скапливается в особых сосудах, затем разливается по формочкам, тоже специальным, замораживается, и получаются зубные протезы из льда. Которые вставляются девочке в рот. Откуда предварительно вышеозначенное приспособление извлекается.
Ловко придумано, не правда ли? Зачем – уже другой вопрос. На который ответа, скорее всего, не существует. Но если хорошенько поискать, то наверняка найдется. Потому что фильм «Уховертка» – из той особой категории, когда содержание нужно додумывать или придумывать самостоятельно. Ну, вы знаете такие фильмы. Наподобие модели для сборки – ворох причудливых деталек, из которых что-то якобы должно складываться конкретное. Только что именно должно складываться – заведомо неведомо, и инструкция отсутствует.
Занятие увлекательное, но не для всех. В основном для тех, кто считает себя шибко умным. Этих хлебом не корми, а дай чем-нибудь подобным себя потешить. Они тогда сразу принимаются одобрительно кивать головами, цокать языками и озабоченно бормотать: «Ох, ну это прямо-таки Кафка. Ах, ну тут точно уши Линча торчат». Хотя им при этом показывают, как какой-то мужик по темным комнатам шатается.
Вместе с тем трудно спорить, что «Уховертка» – это прямо-таки Кафка. И уши Линча там непременно где-то торчат. С другой стороны, так посмотреть – а где они не торчат, эти уши Линча. Куда ни ткни, ей-богу же. Между тем единственное, что можно с некоторой долей уверенности о сюжете «Уховертки» сказать, – это что действие разворачивается после Первой мировой войны где-то в Европе. В книжке, вольной экранизацией которой фильм является, место обозначено чуть точнее – бельгийский Льеж. Но что нам это дает? Ничего нам это не дает.
Просто супруга месье Гаспара Ноэ, Люсиль Хадзихалилович ее зовут, сотворила очередной выпендрежный сюрреалистический опус. Который сам по себе в высшей степени странный, но в контексте – ничего такого из ряда вон. В конце концов, чего еще ждать от супруги Гаспара Ноэ? Вот когда б она сняла новеллу с Дмитрием Нагиевым для новых «Елок» – это да, это было бы впрямь странно.
Однако если к фильму подойти объективно и беспристрастно, оставив за скобками всякую заумную мишуру, то мы обнаружим его истинную безусловную ценность. И он предстанет перед нами в своем подлинном обличии – в виде преотличного высокохудожественного двухчасового видео в жанре ASMR.
Видите ли, диалогов в «Уховертке» практически нет, зато звуковая палитра богатая необычайно. Шаги по мокрой тропинке в осеннем парке, булькание пива в осушаемой из горлышка бутылке, шуршание газетной бумаги, стук тех самых ледяных зубов – буквально у любого попадающего в фокус действия есть свой отчетливо выделяющийся звук. Что вкупе с нарочито неспешным повествованием оказывает мощнейшее седативное воздействие.
По части залипательности картина Хадзихалилович вообще кому хочешь фору даст. Поскольку как-то умудряется гармонично сочетать в своей атмосфере несочетаемые, казалось бы, вещи: гнетущую иррациональную зловещесть и приятную осеннюю меланхолию. Как будто оказался в хмуром, населенном коварными хищными привидениями лесу, но при этом там красиво, спокойно и воздух свежий, да и привидения особо не пристают. Так что можно, пожалуй, и расслабиться.
В такой располагающей к неге и дреме обстановке становится уже совершенно не важно, зачем какой-то девочке ледяные зубы, зачем ее надо держать взаперти, зачем потом куда-то везти, при чем тут официантка с изуродованным лицом, война, вампиризм. Под эти щекочущие звуки да под убаюкивающий эмбиентовый мотивчик пускай хоть медведи на одноколесных велосипедах катаются, все равно будет славно и хорошо.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…