Готическая социопатка из семейки Аддамс расследует убийства, жестко шутит и бунтует в стильном сериале о трудностях взросления.
Саркастичная девочка-подросток со странностями поступает в школу, где учатся подобные ей необычные парни и девушки. В глазах простых смертных – те еще фрики. Внешне школа смахивает на замок. Внутри она напичкана всевозможными секретами, оживающими статуями и тайными библиотечными секциями. Еще здесь проводят спортивные состязания, а в свободные часы ученики таскаются в близлежащий уютный городок на поиски развлечений. Но время от времени по бледной коже тинейджеров пробегает холодок колючей тревоги: неизвестный науке зверь творит в округе кровавые бесчинства. Кто станет следующей жертвой? Сплошные загадки в темноте.
Нет, это не вольный пересказ «Гарри Поттера» от лица Гермионы. А синопсис «Уэнсдэй», первого громкого сериала в карьере Тима Бертона, который наконец воссоединился с готичной семейкой Аддамс. Да, популярная дилогия Барри Зонненфельда с Кристиной Риччи, Анжеликой Хьюстон и Кристофером Ллойдом по атмосфере вышла максимально бертоновской, но сам мрачный сказочник в работе над ней не участвовал. Конечно, как только его в этот проект не заманивали! Однако на заре 1990-х Тима больше волновал сиквел «Бэтмена» с Майклом Китоном. А спустя 20 лет, когда компания Universal собралась подарить Аддамсам вторую жизнь, он категорически отказался плясать под CGI-дудку: за обилием новомодных эффектов, по мнению Бертона, неизбежно бы потерялась душа.
А потом к нему в руки попал сценарий талантливых авторов Альфреда Гофа и Майлза Миллара («Шанхайский полдень», «Человек-паук 2», «Тайны Смолвиля»), которые создали универсальную историю взросления Уэнсдэй Аддамс, одновременно ностальгическую и злободневную, напичканную разными нетривиальными фишками, но при этом копающуюся в знакомых каждому подростковых проблемах. Бертон со светлой грустью вспомнил, как молод был когда-то, сменил гнев на милость и вписался в «Уэнсдэй» в качестве одного из продюсеров и ведущего режиссера (снял 4 эпизода, а Ганджа Монтейро и Джеймс Маршалл – по 2). И вдобавок осуществил несбыточную мечту миллионов: увидеть, как выглядел бы «Гарри Поттер» под его специфическим руководством.
Слишком уж много здесь параллелей, чтобы отрицать очевидное. Школа Невермор из «Уэнсдэй» – тот же Хогвартс. Ученики даже форму носят похожую. Только вместо магов на занятиях скучают вампиры, оборотни, горгоны и русалки. Квиддич заменила гребля на байдарках, а состязания на волшебных палочках уступили дорогу фехтованию.
Зато эксцентричные учителя тут как тут: Мэрилин Торнхилл в исполнении Кристины Риччи – прелестная пасхалка! – преподает прямо-таки гаррипоттеровскую травологию. Директриса Ларисса Уимс (Гвендолин Кристи из «Игры престолов») явно скрывает секретики а-ля Альбус Дамблдор. Троица хулиганов тоже имеется – Малфой, Крэбб и Гойл для зумеров. Ну а сама Уэнсдэй, конечно, типичная Гермиона! То есть ее олдскульная готическая версия, которая пиликает на виолончели, цитирует Сартра, владеет приемчиками кунг-фу, принципиально не пользуется гаджетами и никогда не плачет.
Тем драматичнее, ироничнее и, что удивительно, правдоподобнее получается ее столкновение с реальным миром. Оно начинается с легкомысленной соседки Энид (Эмма Майерс), эдакой повзрослевшей Мэйбл из «Гравити Фолз», фанатки ярких цветов и тик-тока. Продолжается на сеансах с психоаналитиком Вэлери (Рики Линдхоум), с которых наглая девчонка дерзко сбегает. И достигает пика на танцульках под аккомпанемент энергичных поп-шлягеров, куда Уэнсдэй, вот ужас-то, пришлось пойти с мальчиком.
Да, все это разворачивается на фоне душераздирающих событий: монстр разрывает на части честных граждан. Кто-то из учеников и преподавателей в курсе дела, в чем Уэнсдэй и пытается разобраться. В том числе благодаря жутковатым видениям, настигающим ее в самый неподходящий момент. Но детективная интрига и намеки на хоррор оказываются лишь силками, которые Бертон сотоварищи хитро припрятали в угрюмом лесу. Только так и можно заманить нынешнюю молодежь – ей ведь наверняка и невдомек, что это вообще за семейка Аддамс. Да и реально крупных артистов сюда не завезли. Звезда Кристины Риччи, увы, давно закатилась, а обворожительная Кэтрин Зета-Джонс в роли Мортиши Аддамс мелькает буквально в паре эпизодов.
Впрочем, фамилия самого Бертона в титрах работает безотказно. Мощный магнит, ничего не скажешь. И когда публика таки попадается на удочку, авторы раскрывают все карты. «Уэнсдэй» затевалась не ради цитирования франшизы Джоан Роулинг. И не для того, чтобы перед сном щекотать нервишки леденящими кровь убийствами. Под хеллоуинскими готическими финтифлюшками прячется вполне классическая, а потому понятная и цепляющая история социализации неприкаянного подростка с тараканами в голове.
Которому, как и многим другим подросткам, присущ стандартный юношеский максимализм и бунтарский настрой. Уэнсдэй наотрез отказывается жениться, влюбляться и заводить семью. Равно как и становиться копией достопочтенных маменьки с папенькой. Она хамит взрослым, отвергает чужие авторитеты, но тайком пишет книжку и неловко крадется к первым романтическим отношениям – плавали, знаем.
Естественно, где-то рядом маячит злополучная новая этика. Подобное шоу о фриках, еще и выходящее на Netflix, не может обойтись без пресловутого конфликта «нормальных», стало быть, обычных людей, и «ненормальных» – учащихся Невермор. Где последние, воплощая абсолютную инаковость, все же заслуживают право на дружбу, любовь и прочие общечеловеческие ценности. Но мрачный юморок, которым щедро приправлены диалоги, позволяет не воспринимать эти реверансы политесу всерьез. А когда во весь экран вырастает очередной крупный план Уэнсдэй с нахмуренным личиком Дженны Ортеги, просто расслабляешься и ждешь, какой перл она выдаст на этот раз. Сериалу со столь снайперским попаданием актрисы в центральный образ прощаешь многое. Если не все.
Да, «Уэнсдэй» – детище своего времени и своего стриминга. Тот же буйный, неповторимый стиль Тима Бертона причесали в угоду безобидной стерильности, дабы не отпугнуть впечатлительных подписчиков слишком вычурным визуалом. Но перед нами все еще эффектное и незабываемое зрелище – с хитами Эдит Пиаф и Роя Орбисона, мастерскими каверами на Paint It Black и Nothing Else Matters, цитатами из Эдгара Аллана По с «Блэйдом» и, разумеется, культовой Вещью! Ожившей кистью руки, помогающей Уэнсдэй в опасных проделках. И мы с радостью жмем ее, ибо в этой волшебной школе, где творятся очень странные дела, так и подмывает остаться на второй год.
Комментарии