Де Ниро, Скорсезе и Пачино на премьере «Ирландца» в Лондоне // Фото: EPA/Andy Rain
Место для чистого искусства есть и в Голливуде, где все заточено на бизнес. В конце ноября на Netflix вышел «Ирландец» Мартина Скорсезе, на который было потрачено $159 млн без надежды на кассовые сборы. «КиноРепортер» вспомнил все проекты классика американского кино, снятые в этом веке, и оказалось, что бокс-офис волнует его в последнюю очередь, — тут пока все делают ставку на имидж.
Фильмы Скорсезе — всегда событие. Они ездят по кинофестивалям, становятся главными претендентами на «Оскара» и часто его получают. Гораздо реже картины классика добираются до окупаемости, и премии им в этом мало помогают. Прицел на статуэтку Американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм» — и есть причина, по которой Netflix финансово поддержала «Ирландца».
По соглашению с режиссером фильм должны были выпустить в широкий прокат, по крайней мере в США, но сделать это не удалось из-за бойкота продукции сервиса крупными сетями кинотеатров. Для Netflix окупаемость проекта не так важна — прибыль приносят подписчики. Потенциальные «Оскары» должны добавить фильмам престижности и выделить Netflix среди конкурентов. В прошлом году с фильмом «Рома» Альфонсо Куарона сервис смог прибавить к своим регалиям три заветных статуэтки, в этот раз аппетиты больше.
Похожими мотивами руководствовался Харви Вайнштейн, когда выпускал в начале 2000-х «Банды Нью-Йорка» и «Авиатора» Скорсезе. Продюсер, над которым до сих пор идет судебный процесс по делу о сексуальных домогательствах, в свое время был королем «Оскаров». Его бизнес-модель строилась на престиже этой премии. Тогда, конечно, фильмы были вынуждены зарабатывать в прокате, но Вайнштейна не останавливало то, что авторская лента с бюджетом около $100 млн не окупится, какие бы призы она ни получила.
Обычно производство картин, которые принято называть оскаровскими, обходится значительно дешевле. У «Зеленой книги» и «Формы воды» бюджеты по $20 млн, у драм Спилберга «Секретное досье» и «Шпионский мост» $40 млн и $50 млн соответственно, а работы Клинта Иствуда обходятся инвесторам в диапазоне от $30 млн до $60 млн.
Провалы фильмов Скорсезе в прокате — одна из тех причин, почему братья Вайнштейн вынуждены были уйти из созданной ими Miramax. Позже недобор «Хранителя времени» привел к разлуке Скорсезе с давним продюсером Грэмом Кингом. А для Netflix бюджет «Ирландца» — капля в море миллиардов долларов, потраченных компанией на контент за один лишь год. Возможность не думать о бокс-офисе, но иметь прямой доступ к зрителям — идеальные условия для великого экспериментатора. Мэтр, похоже, опять отметился в истории кино. Но найдутся ли в будущем желающие лишиться $100–150 млн ради права поставить свое имя рядом с ним?
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…