В 1994 году Квентин Тарантино снимает Уму Турман в культовой роли изломанной джанки в «Криминальном чтиве» и параллельно придумывает ей персонажа для нового боевика. Через 9 лет разъяренная Невеста вооружается самурайским мечом, чтобы «Убить Билла» и кровью вписать свое имя в пантеон знаменитых экшен-героинь. Теперь первая часть легендарной дилогии мести отмечает 20-летие и даже в эпоху «Джона Уика» остается непревзойденным эталоном жанра.
Да, Беатрикс Киддо, она же Невеста, она же Черная мамба, обязана своим рождением именно «Криминальному чтиву». Точнее, мозговому штурму, который Квентин Тарантино и Ума Турман устроили на его съемках. Фанат гонконгских боевиков, спагетти-вестернов, жанровых картин из разряда «дешево и сердито» и прочего эксплотейшна, Тарантино мечтал снять нечто подобное сам, выстроив вокруг дамочки-киллера ударную историю мести.
Просто представьте: ночь, звезды, двое молодых людей без умолку болтают о кино. Солировал Квентин, но и Ума не отставала: «Хочу развеять сексистские представления о понятии «муза», – заявила она. – Мы были парой полноценных соавторов на высоте творческого мастерства». Именно Турман придумала начальный эпизод: жестоко избитая женщина лежит на полу, на ней свадебное платье. Так и родилась Невеста, созданная, как уточняется в титрах, «К. и У.».
Но это произойдет позже – сюжету следовало настояться. Прежде чем засесть за сценарий «Убить Билла», Тарантино поработает над альманахом «Четыре комнаты» (1995), сыграет бандита Ричи Гекко в боевике Роберта Родригеса «От заката от рассвета» (1995) и выпустит свой самый недооцененный фильм «Джеки Браун» (1997). А в 1998-м поучаствует в бродвейской постановке «Дождись темноты» с Марисой Томей. Правда, критики разгромят его игру в пух и прах.
Насмешки в прессе сопровождались творческим кризисом с историей о Второй мировой войне – Квентин считал ее чуть ли не лучшим произведением из всех, над которыми работал. Однажды из нее вырастут «Бесславные ублюдки» (2009), а пока она разрослась до трех пространных версий, ни одна из которых не обладала четким финалом.
В 2000 году на оскаровской вечеринке Тарантино столкнулся с Турман, и та осведомилась, как поживает их свадебно-киллерский проект. Квентин замялся, но тут же пообещал презентовать Уме сценарий в качестве подарка на день рождения. Поэтому завязал с войной и вернулся к Невесте.
А Турман подобный дар был необходим. К тому моменту она поработала с Вуди Алленом («Сладкий и гадкий», 1999) и Джеймсом Айвори («Золотая чаша», 2000), попробовала свои силы в разных жанрах, но кассовой актрисой не стала. «Гаттака» (1997) в прокате провалилась. «Бэтмен и Робин» (1997) с Умой в образе Ядовитого Плюща не вспомнить без слез. А от роли Эовин во «Властелине колец» (2001) она сама опрометчиво отказалась… В общем, Турман требовалась встряска.
Но именно такая женщина, взрослая и опытная, могла превратиться в идеальную Невесту. Вдобавок в 1998-м Ума стала матерью: на свет появилась их с Итаном Хоуком дочь Майя. А Беатрикс мстит Биллу, создателю отряда «Смертоносные гадюки», именно за убийство дочурки (которая в итоге выжила).
«Заверши я сценарий раньше, то подогнал бы его под ту Уму, 22-летнюю девушку, – говорил Квентин, позднее отложивший съемки из-за беременности звезды вторым ребенком. – И важные аспекты личности Беатрикс не были бы так уместны, как сейчас».
Тарантино полтора года жил в Нью-Йорке, писал сценарий и подолгу общался с Умой, узнавая ее как актрису, женщину и маму. А попутно уточнял кинореференсы, которыми им стоило вдохновиться: японский боевик о мести «Госпожа Кровавый Снег» (1973), гонконгский экшен «Пять злодеев» (1978), спагетти-вестерн «Смерть скачет на коне» (1967) и другие картины, откуда Квентин без зазрения совести позаимствовал те или иные детали.
Культовый желтый костюм, который Киддо заливает кровью во время разборки в клубе «Дом голубых листьев», примерял Брюс Ли в «Игре смерти» (1978). Причем Ума это одеяние ненавидела: в нем она, дескать, смахивала на «банановое эскимо».
Шведский «Триллер: Жестокий фильм» (1973) и фем-эксплотейшн «Сестрички с выкидными лезвиями» (1975) повлияли на образ одноглазой киллерши Эль Драйвер (Дэрил Ханна). А убийца в наряде школьницы Гого Юбари – отсылка к героине Тиаки Куриямы из «Королевской битвы» (2000).
Актеров Тарантино подбирал с нежностью. Роль кузнеца Хаттори Ханзо он доверил любимому артисту азиатских боевиков Сонни Тибе, от которого фанател персонаж Кристиана Слэйтера в «Настоящей любви» (1993) по сценарию Квентина. Бадда, брата Билла, сыграл талисман режиссера Майкл Мэдсен. А Люси Лью покорила Тарантино в «Шанхайском полдне» (2000). Перед схваткой в снегу, созданном из мыла, ее героиня О-Рен заявляет, что Беатрикс не выстоит дольше 5 минут. Но через 4 минуты 59 секунд теряет скальп.
Образ главы клана «88 бешеных» Джонни Мо воплотил Гордон Лю, каскадер и мастер кунг-фу, который в Vol. 2 сыграет сенсея Пэй Мэя. Ну а загадочным Биллом, чье лицо мы впервые видим лишь во втором фильме, стал Дэвид Кэрредин, снимавшийся у Мартина Скорсезе с Ингмаром Бергманом и получивший по шапке от Чака Норриса в «Одиноком волке МакКуэйде» (1983).
Во время шлифовки сценария Тарантино представлял в этом образе Уоррена Битти, далее роль предлагалась Джеку Николсону, Микки Рурку и Курту Расселу, однако ковбойская харизма Кэрредина подошла герою как нельзя лучше.
«Убить Билла» задумывался, писался и снимался как один фильм. Но на монтаже продюсер Харви Вайнштейн посоветовал рассечь ленту пополам, чтобы не вырезать лишние эпизоды. Тарантино идею подхватил, а позднее все равно подготовил режиссерскую версию на 4 часа – «Убить Билла: Кровавое дело целиком». Хотя главы дилогии хаотично перемешаны, а резню в часовне «Две сосны» на репетиции свадьбы нам показывают только в начале второй картины, все снималось в хронологическом порядке на протяжении 155 дней. Общий бюджет составил $55 млн (по нынешним меркам $93,4 млн).
Сложнейшим вызовом для Тарантино стало создание материала для первого фильма.
«Я делал то, чем никогда не занимался, – врывался в компанию других крутых экшен-постановщиков, – признавался он. – А вторая часть скорее напоминала мои привычные проекты: люди просто сидят в комнате и болтают».
Таких феерических боевых сцен, как потасовка в «Доме голубых листьев», он действительно больше не снимал. Ради нее на киностудии в Пекине выстроили двухэтажную декорацию, где Беатрикс и разбирается с толпой якудза. Съемки заняли 8 недель. От компьютерной графики Квентин отмахнулся: искусственной кровью наполняли презервативы, которые лопались, щедро заливая все вокруг красной жижей. А за трюки отвечал прославленный Юэнь У-Пин (он же ставил драки в «Матрице»).
Но однажды любовь к практическим эффектам сыграла с Тарантино злую шутку. За 4 дня до конца съемок Турман предстояло прокатиться в кабриолете в безобидной сцене без всяких боев и перестрелок. Управление было неудобным. Она попросила предоставить ей дублершу, но Квентин отказал. В итоге старую машину с плохо закрепленным рулем, мчавшуюся по песчаной дороге, занесло. Она врезалась в пальму. «Боже, я никогда не смогу ходить», – подумала Ума, ощутив невыносимую боль в ногах.
Больницу Турман покинула в шейном корсете, с поврежденными коленями и сотрясением мозга. А еще – с лютой злобой на Тарантино. Их с Хоуком брак трещал по швам, но Итан тем не менее высказал Квентину все, что о нем думал: «Мужик, она классная актриса, но не каскадер, и тебе это известно». Режиссер покаялся и извинился, а спустя 15 лет, в разгар «Вайнштейнгейта», наконец передал ей запись аварии. Ума же на волне #MeToo призналась, что Харви подкатывал к ней и применял физическое давление.
Опальный продюсер очутился за решеткой. Шея и колени Умы пострадали навсегда. Они с Тарантино больше не сотрудничали. Да, на площадке «Убить Билла» он муштровал ее. Не подпускал к съемочному материалу. Плевал в лицо, когда в кадре это совершал Бадд. Душил цепью вместо Гого. Но то – рабочие моменты, изнанка производственного процесса. А вот обман доверия и предательство многолетней дружбы – в частности, нежелание встать на ее сторону в конфликте с Miramax из-за видео в автомобиле – Турман не простила (студия была готова отдать пленку, если бы актриса подписала отказ от претензий).
Эта принципиальность сочеталась с жесткостью Беатрикс Киддо, благодаря которой имя Умы стало нарицательным. «Защищаясь от обидчиков, старшеклассницы грозились «устроить им Уму», – рассказывала она. – Хотя нужно понимать, где уверенность в себе перерастает в агрессию». Фильмы дилогии «Убить Билла», вышедшие в октябре 2003-го и апреле 2004 года, окончательно превратили ее в культовую артистку, а сами заработали $330 млн ($534 по нашим меркам) и во многом стали вершиной творческого пути Тарантино.
Да, он снял еще немало великолепных картин. Но именно на площадке Vol. 1 он впервые попробовал выпрыгнуть из штанов и устроить экшен-революцию. Большой переполох в маленьком Китае в поп-самурайском стиле. И преуспел.
Сейчас Квентин трудится над драмой «Кинокритик», своим прощальным поклоном. Но вдруг он изголодается по команде «Мотор!» и вернется? Недаром он планировал поведать предысторию Билла в приквеле – в духе анимационного фрагмента из первой части. Или создать отдельные новеллы о членах «Гадюк».
Или, что куда интереснее, снять персональное кино о Никки – дочурке Верниты Грин (Вивика А. Фокс), с которой Невеста расправляется в одном из ранних эпизодов. Ведь если Никки пожелает возмездия, звездой будет уже не Беатрикс. «Она перейдет в разряд плохишей, – размышляет Тарантино. – Ну а девчушка… каждая девчушка заслуживает свое право на месть!»
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…