Рецензии

Убийство в биполярном экспрессе: Как новый сериал испортил мир фильма «Сквозь снег»

7 лет назад корейский режиссер Пон Джун Хо — ныне обладатель 4 «Оскаров» и вообще феномен мирового кинематографа — выпустил в прокат фантастический боевик «Сквозь снег», основанный на французском постапокалиптическом графическом романе. Все действие картины развивалось в поезде, а концепция мало отличалась от других антиутопических проектов: бедные угнетены богатыми и жаждут справедливости. Подобного замысла придерживались и популярные в то время «Голодные игры» с Дженнифер Лоуренс, и какой-нибудь «Элизиум» с Мэттом Дэймоном, и «Параллельные миры» с Кирстен Данст. Но у фильма «Сквозь снег» была не только популярная мордашка на постере (Крис Эванс), но и свое собственное лицо, выделявшее его на фоне остальных.

Узреть фильм на большом экране российскому зрителю удалось лишь в январе 2020-го, когда стало понятно, что триллер «Паразиты» — настоящий триумфатор сезона наград. И теперь, меньше чем через полгода после этой премьеры на кабельном канале TNT (в США) и на потоковом сервисе Netflix (в остальном мире), стартовал показ приквела истории про последний поезд, одним из исполнительных продюсеров которого выступил сам корейский мэтр.

По сюжету сериала в 2014 году на Земле наступил ледниковый период. Кучка выживших богатеев купила билеты на супертехнологичный поезд мистера Уилфорда, который за год объезжает вокруг планеты и обеспечивает пассажирам комфортный климат. Некоторые из тех, кому не нашлось места, успели буквально запрыгнуть в последний вагон, где теперь вынуждены влачить жалкое существование и поедать протеиновые брикеты (как мы помним, их делают из тараканов), потому что элита поезда «зайцев» совсем не жалует. Спустя 6 лет 9 месяцев и 26 дней после того, как ледокол покинул станцию отправления, «голос поезда» и «старшая проводница» первого класса Мелани Кавилл (Дженнифер Коннелли) выписывает из хвостовой части Андре Лейтона (Давид Диггс) — бывшего детектива убойного отдела, единственного человека на борту, способного раскрыть убийство, произошедшее в вагоне третьего класса. «Хвостовец» (так здесь называют нелегалов) соглашается на расследование, потому что только в этом случае он сможет изучить строение поезда, чтобы организовать успешное восстание.

Задуманный еще в 2015 году долгострой начинает свое движение с анимационной вставки — оммажа оригинальным комиксам. Эта несправедливо короткая часть сериала превосходит по качеству все остальные «нарисованные» эпизоды. За 7 лет компьютерная графика, изображающая замерзший мир и отдельные внутренние моменты, почему-то стала хуже, ее искусственность режет глаза и съедает реалистичность. В сюжет, напротив, создатели добавили свежести, сначала обманув зрителя как бы повторением истории о бунте на корабле, а затем уведя ее в детективное русло. Похвальным является и тот факт, что приквел почти не зациклен на своем предшественнике и раскрывает все новые и новые подробности экосистемы поезда, где 1000 и 1 вагон.

Тем не менее сериал насквозь вторичен. Он пользуется теми же приемами, чтобы шокировать зрителя, но без капли новизны они уже не впечатляют. В фильме Пон показывает, как страдают люди и в каких нечеловеческих условиях живут. Здесь же они лишь проговаривают, как им плохо, и это совсем не вызывает сочувствия. К тому же предыстория зачем-то пытается смягчить обстоятельства, описанные в полном метре, вроде того, что население хвоста даже по нужде не занималось каннибализмом, а ели людей только какие-то сектанты. Полярность среды сглаживается переходными фазами и убивает контраст между полюсами сытых и голодных.

Персонажи Дженнифер Коннелли, Мики Самнер и Давида Диггса в подметки не годятся крутым, разношерстным и по-своему привлекательным героям фильма (Крис Эванс, Тильда Суинтон и, конечно, Сон Кан Хо). Густая и жестокая атмосфера Пон Джун Хо испарилась и уступила место глянцевой сериальной картинке. Помните беременную училку с автоматом? Или спасительный и разрушительный огонь, который восставшие несли как олимпийский факел? В сериале глазу зацепиться не за что. Пассажиры, которые сутки напролет играли в декаданс и упарывались кранолом, стали чопорными посетителями вагона-ресторана и, хоть и получили больше реплик, остались такими же безликими. Добавьте к этому бывшего футболиста-гея, вагон – шведскую семью и смену пола Уилфорда, и получите обыкновенный для сегодняшних реалий телевизионный продукт, каким «Сквозь снег» Пон Джун Хо не был даже близко.

Блеклый сериальный мир кажется бесконечно далеким от порывистого, граничащего с безумием замкнутого пространства, придуманного Поном. В приквеле к «Сквозь снег» хочется увидеть «бунт семерых» или в крайнем случае мятеж МакГрегора, а не разговоры о закончившейся щепе для копчения лосося. Такой поезд заслуживает своей горькой участи из 2013-го. И его ни капельки не жаль.

Первые две серии сериала доступны на Netflix. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

6 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

8 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

14 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

17 часов назад