Журнал

«У мозга нет чувства юмора»: Интервью с Энтони Хопкинсом

Известный французский драматург Флориан Зеллер дебютировал в режиссуре с экранизацией собственной пьесы «Отец». Фильм уже покорил «Сандэнс» и фестивали в Сан-Себастьяне, Теллурайде и Торонто. Стало это возможным благодаря блистательному сэру Энтони Хопкинсу, сыгравшему там главную роль

Кто он – ваш герой?

— Его тоже зовут Энтони. Когда-то он был успешным инженером, невероятно дисциплинированным, со своим четким взглядом на эту жизнь. Не исключаю, что Энтони был жестким отцом, но не плохим человеком – просто слегка авторитарным. И вдруг он начинает все это терять. Это ужасно, потому что мужчина, привыкший к определенному положению, не чувствует под собой основы и, как следствие, начинает паниковать. Он частично теряет рассудок и ощущает себя, словно дерево, листва которого облетает на ветру.

Каково было сниматься в этом проекте?

— «Отец» – первый фильм Флориана Зеллера, до этого он никогда не снимал кино, но мне было очень приятно и легко работать. Во-первых, я и сам уже в том же возрасте, что и мой герой. Во-вторых, Флориан назвал его Энтони, и это немного упрощало процесс перевоплощения. Хотя, признаться, я не пытался сильно погрузиться в эту роль – добавил лишь одну строчку. В сцене, когда врач просит моего героя назвать дату рождения, я отвечаю: «31 декабря 1937 года». Это дата моего собственного рождения. Единственная сложность заключалась в том, что мое тело стало болеть. У меня есть абсурдная теория о том, что мозг не настолько остер, как мы думаем, и у него нет чувства юмора. Если я играю человека, страдающего деменцией, и думаю о том, что я старею, мой мозг будет неизбежно думать о старении, поэтому мне приходилось все время напоминать себе, что это лишь игра. И мое тело стало болеть, спина ныла, думаю, из-за того, что все эти несколько недель я подсознательно пытался вжиться в роль человека со всеми этими проблемами.

Но вы все равно продолжали сниматься?

— Я получаю удовольствие от съемок. Я достаточно давно в профессии и на заре своей карьеры смог поработать с такими легендами, как Лоуренс Оливье, Питер O’Тул и Кэтрин Хепберн. Я наблюдал за ними – они всегда вовремя появлялись на площадке, делали свою работу без пафоса и с уважением относились к сценарию и к другим актерам. Становится легче, если ты уважаешь других – для этого не нужно много ума.

У вас есть собственные актерские хитрости?

— Я рассматриваю сценарий как дорожную карту. Сейчас во все автомобили встроены навигаторы, но в прежние времена вам пришлось бы анализировать бумажную карту и выстраивать по ней свой маршрут. Со сценариями та же история: вы получаете великолепный сценарий фильма или пьесы, независимо от того, кем он написан, и дальше следуете по маршруту. Вам могут попадаться объездные пути и закоулки, и вам нужно их слегка интерпретировать, но не переписать, потому что перед актером стоит другая задача. Великая американская театральная актриса Лоретт Тэйлор говорила, что актерское искусство – это умение слушать. Вам лишь нужно уметь слушать, что говорит другой актер, и желательно так, словно вы слышите это впервые. 

А как же перевоплощение, эмоциональное напряжение?

— Мэрил Стрип после премьеры ленты «Мосты округа Мэдисон» с Клинтом Иствудом спросили, как добиться такого напряжения в кадре. И она ответила, что напряжение – это последнее, что нужно. Лучше расслабиться и тщательно готовиться к роли, делать домашнее задание и учить свой текст. Именно это я и делаю каждый раз – педантично учу свои реплики так, чтобы они стали частью меня. Вам не придется думать, когда ваш партнер произнесет ту или иную реплику, – ваш мозг автоматически выдаст ваш текст и реалистичную импровизацию. Когда вы молоды, вам хочется быть настоящим и напряженным, но с возрастом это меняется.

В фильме «Король Лир» (2018)

Фильм построен на взаимоотношениях отца и дочери, как и «Король Лир». Вам понравилось работать с актрисами, сыгравшими ваших дочерей?

— И Эмма Томпсон, и Оливия Колман (играет главную женскую роль в «Отце», — КР) – экстраординарные актрисы. «Король Лир» был моим третьим проектом, в котором я играл с Эммой, и в роли моей дочери она была свирепой и очень мощной. Но за пределами съемочной площадки она очень дружелюбная и приятная в общении. И то же самое с Оливией: она великая актриса, ее эмоциональный отклик был поразительно спонтанен, мне было не по себе, когда я по сценарию должен был быть с ней особенно жесток. Но актерская профессия – это как игра в теннис. И мне кажется, что Оливия тоже не принимает все это всерьез. Я значительно ее старше, но когда давно находишься в актерской профессии, то перестаешь придавать этому значение. И Оливия, мне кажется, такая же. Я не так давно посмотрел фильм, и меня поразило сходство Энтони с моим отцом. Я даже не понимал, что подсознательно играю его.

Каким был ваш отец?

— Он мог быть весьма жестким человеком, порой воинственно настроенным. Любил поспорить, и мне кажется, с годами я научился укрощать эту часть моей натуры. Помню, когда мы снимали финальную сцену фильма, я посмотрел на свое кресло и на очки на столе и вспомнил своего отца, который умер, поднимая упавшие на пол очки и книгу, которую читал. И я подумал, мой бог, а существовал ли он? Я уже не понимаю, кто-то из нас вообще существует? Это для меня совершенная тайна, и непостижимым образом я нахожу в этом странное умиротворение. Самая большая трагедия нашей жизни в том, что нам всем придется рано или поздно посмотреть в лицо смерти. Жизнь конечна, с этой планеты живыми нам не уйти. И главное – научиться получать от жизни удовольствие.

У вас получается?

— Вы знаете, с возрастом вся моя жизнь начинает казаться мне иллюзией. (Смеется.) Оглядываясь в прошлое, я не понимаю, почему жизнь сложилась именно так, словно кто-то написал для меня сценарий. Это находится вне моего контроля и понимания, и странным образом я не могу присвоить себе заслуги за это. Сейчас все кажется мне иллюзией. Мы все умираем, мои родители покинули этот мир, как и их родители. Люди, которых я знал, уже ушли, а я все еще здесь. Порой оглядываюсь назад и задаюсь вопросом, как я смог сюда забраться. Все это кажется длинной историей кого-то другого. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

37 минут назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

2 часа назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

6 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

23 часа назад

«Бугония» Йоргоса Лантимоса: Андромедиане, жгите!

Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…

24 часа назад

От «Джона Уика» до «Каскадеров»: Главные фильмы Дэвида Литча

Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…

1 день назад