Свою книгу «В ожидании варваров» южноафриканский писатель Джон Максвелл Кутзее посвятил вечной притче о природе человека. Выдающийся роман XX века стал одной из главных причин, почему Кутзее был удостоен Нобелевской премии по литературе в 2003 году. В экранизации колумбийского режиссера Сиро Герры содержание романа, однако, кажется слишком современным, словно он написан сегодня. В главной роли — Марк Райлэнс, играющий справедливого магистрата, который управляет жизнью небольшого поселения на границе неназванной «империи». Джонни Депп и Роберт Паттинсон — представители военной власти, которые верят, что на городок нападут местные аборигены, которых они называют варварами. В эксклюзивном интервью Марк Райлэнс поведал, в чем сложность героя, который пытается быть верным слугой режима и оставаться человеком.
— Как началась работа над проектом?
— Много лет назад над ним уже начал работать наш продюсер Майкл Фицджералд, которому понравился роман Кутзее. По его мотивам уже имелась театральная постановка и даже опера, написанная Филипом Глассом, но фильм никто до сих пор не снял. В кинематографе бытовало мнение, что это произведение сложно адаптировать для большого экрана, хотя Кутзее сам написал по нему сценарий. Его роман — чистая аллегория, в которой речь идет о природе империализма. Эта история могла бы произойти в любую эпоху и в любой точке нашего мира. В ней все кажется знакомым и одновременно абстрактным.
— Чем она вас заинтересовала?
— Мне больше всего понравился не столько ее политический, сколько психологический — почти кафкианский — аспект, где гуманист преображается в насильника. Миролюбивый магистрат сталкивается с жестоким полковником и начинает свое моральное путешествие. Мне было сложно отказаться от роли, вся продюсерская команда заявила, что магистрата способны сыграть всего лишь два актера — Алек Гиннесс и я. Только вот первого уже нет в живых, и играть пришлось мне. После этого Гиннесс даже несколько раз приходил ко мне во сне.
— Помните, о чем с ним беседовали?
— Едва ли. Я даже плохо помню, о чем беседую наяву. Когда мы снимали картину, я много размышлял о человеческой природе. Спрашивал себя: «Откуда у людей появилось чувство превосходства, которое позволяет нам распоряжаться другими людьми?» Среди нас всегда находится некий лидер, который притворяется, что знает лучше других. А есть и другой персонаж вроде моего героя. Он считает себя гуманистом, но вскоре понимает, что принадлежит к той же системе насилия. Она делает из него такого же преступника, как и представителей власти. Полковник Джолл страшен в своем садизме, который является ответом на мазохизм моего героя. Это как палка о двух концах, потому что оба героя не могут существовать друг без друга. Это чем-то похоже на современную ситуацию в мире, когда кто-то пытается контролировать нас, сея страх и тем самым поддерживая контроль над нами.
— В романе отношения магистрата с девушкой гораздо более сексуальные, чем в фильме. Почему этот аспект решили убрать из картины?
— Кино — это визуальное искусство. Если бы мы показали связь магистрата и девушки, как это сделал Кутзее, мораль всей аллегории могла бы отойти на второй план. Поэтому режиссер сделал акцент на человеческой привязанности между моим героем и девушкой, а не на их сексуальных отношениях. В наше время телевидения и потокового мультимедиа стало сложно снимать психологические драмы для широкого экрана. У телесериалов в распоряжении часы, в течение которых они изучают отношения или раскрывают преступления. А что остается для фильма с его хронометражем в два часа? Режиссеру приходится сжимать драматургию, делать образы красочнее, четче и ярче. Ему приходится выбирать, на чем поставить акценты. Кроме того, книга была написана в 1980-м, и сегодня общество по-другому воспринимает женщин. В те годы мужчина был способен разрушить свою жизнь из-за сексуальных отношений. Сегодня мужчины ощущают чувство вины из-за своей сексуальности.
— Хотя у фильма открытый конец, остается ощущение трагедии. Получается, что побеждает зло и нам остается лишь смириться, когда власть определяет нашу судьбу?
— Когда мы знаем, что не можем изменить ситуацию, это не значит, что мы не должны пытаться что-то изменить. Вспомните «теорию малых шагов», китайскую пословицу, которая гласит, что «путь в тысячу миль начинается с одного шага». Нужно предпринимать малые шаги, они приводят к неожиданным результатам. Часто мы помогаем людям, только чтобы хорошо себя самим чувствовать. Иногда не нужно спасать другого, ставя его в положение жертвы, лучше сесть и поговорить на равных.
— Вы сказали, что аллегория Кутзее абстрактна. Однако у показанной империи слишком британский акцент…
— Я предлагал ребятам играть с американским. Ведь Америка является сегодня самой доминантной империей, но все начали возражать. Разве можно избежать политики даже в кино? Например, у меня и у Джонни имеется «Оскар» (Райлэнс ошибается, Депп был трижды номинирован на премию, но ни разу ее не получил, — прим. КР), но наши жизни в корне отличаются. Джонни не дают прохода поклонницы, поднимают невообразимый шум, как только тот появляется на премьере. Ему приходится везде ходить в сопровождении трех телохранителей и носить в помещениях солнцезащитные очки. У Джонни очень тяжелая жизнь! У меня все наоборот: нет ни одного телохранителя, зрители меня почти не узнают и мне повезло жить спокойной комфортной жизнью.
«В ожидании варваров» выйдет в прокат 6 августа.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…