Кино

Тридцатилетняя «Красотка»: Как культовый ромком прошел проверку временем

23 марта 1990 года в прокат США вышла романтическая комедия «Красотка». Она сделала из Джулии Робертс звезду и дала новый толчок карьере Ричарда Гира. Даже спустя тридцать лет ни одному ромкому не удалось достичь успеха фильма Гэрри Маршалла и лишь нескольким удалось к нему приблизиться. «КиноРепортер» проверил, как смотрится «Красотка» в 2020 году.

Главное, что нужно знать о «Красотке» — это фильм киностудии Disney. Этот факт является определяющим — ведь это, прежде всего, сказочная история: Джулия Робертс в знаменитом красном платье идеально вписывается в ряд диснеевских принцесс, а Ричард Гир очевидно играет принца на белом коне (правда, вместо него — белый лимузин). «Красотка» не только сделала Робертс суперзвездой, но и определила «лицо» жанра романтической комедии на ближайшие десятилетия. Фильм, собравший в мировом прокате больше 460 миллионов долларов, до сих пор остается одним из самых прибыльных ромкомов в истории. Каким образом наивная сказка о романе проститутки и бизнесмена стала хитом? Очевидно, что причина успеха кроется не только в наивности сюжета.

В девяностые романтическая комедия переживала свой золотой период, и студии делали на это ставку. Сейчас подобное кажется почти невозможным. С одной стороны, простые истории о том, как парень встречает девушку, кажутся безнадежно устаревшими во многом из-за неизменных хэппи-эндов. Достаточно посмотреть «Брачную историю» Ноа Бумбаха, чтобы понять — взгляды на брак окончательно и бесповоротно изменились. Теперь снимать фильмы, где замужество и отношения стали для женщины самоцелью — дурной тон. С другой стороны, мелодрамы и романтические комедии не выдерживают конкуренции со зрелищными блокбастерами и переходят на стриминговые сервисы. Вряд ли в ближайшее время появится хит, равнозначный «Красотке». Большинство попыток создать ромком для мультиплексов провалились (о сиквелах «Моей большой греческой свадьбы» и «Дневника Бриджит Джонс» лучше не вспоминать). Поэтому главный вопрос, который возникает спустя 30 лет: актуальна ли «Красотка» сейчас?

Странно пересказывать сюжет фильма, известный до банальности, примерно как истории Рапунцель или Золушки. С последней напрашиваются самые очевидные аналогии, но с одним нюансом: Вивиан Уорд — голливудская проститутка. В одну из обычных ночей она встречает миллионера Эдварда Льюиса, мужчину мечты в дорогом костюме и на шикарном автомобиле. Вивиан настолько очаровывает скучающего бизнесмена, что он просит ее остаться с ним еще на неделю в качестве эскорта. Предсказуемо их «деловые отношения» перерастают в нечто большее.

Однако оригинальная идея совсем не была похожа на сказку. Сценарий Дж. Ф. Лоутона назывался «3000» (именно такую сумму миллионер предлагает героине за ее услуги) и был мрачной драмой, в которой Вивиан сидела на крэке, а одним из условий контракта с богатым клиентом было не употреблять наркотики. Циничный миллионер за неделю успевал показать проститутке все прелести богатой жизни, но жестокий социальный эксперимент заканчивался расставанием. В финале Вивиан и ее подруга на заработанные деньги уезжали в Диснейленд. Ирония заключалась в том, что сценарий в итоге купила именно Disney, превратив драму о столкновении маргинального мира и мира истеблишмента в сказку о Золушке. На главные роли рассматривались, в том числе Аль Пачино и Мишель Пфайффер. Учитывая изначально мрачный тон истории, мог бы получиться совсем другой фильм, но актеры отказались, а сценарий серьезно переписали.

Режиссер Гэрри Маршалл до «Красотки» был известен картинами «На Пляже» (с Бетт Мидлер и Барбарой Херши) и «За бортом» (с Голди Хоун и Куртом Расселом). Обе комедии были сравнительно успешными и бесконфликтными. Очевидно, что история о проститутке–наркоманке без хэппи-энда не встраивалась в его фильмографию. Сцена, в которой Джулия Робертс рассказывает Ричарду Гиру, как в детстве (надо думать, не очень счастливом) представляла себя принцессой, заточенной в башне и ожидающей принца на белом коне, была добавлена в сценарий именно Маршаллом. Режиссер-ремесленник без авторских амбиций и не скрывал, что его «Красотка» — это в первую очередь сказка.

Но сказка вышла в эпоху эпидемии СПИДа, когда в США происходил очередной консервативный поворот (сперва президентом был Рональд Рейган, а затем — Джордж Буш-старший). Поэтому ракурс сместился: экономическая составляющая  союза стала важнее сексуальных отношений героев, пока они проделывали путь от делового партнерства к любви.

«Красотка» далеко не единственный фильм, где история о продажной любви приобретает дополнительное экономическое измерение. Так, фильм Маршалла начинается с очевидной отсылки к «Жить своей жизнью» Жан-Люка Годара. Вивиан выходит через черный ход, чтобы избежать встречи с хозяином квартиры, на аренду которой у нее нет денег. Похожий момент есть в фильме Годара, где героиня отправляется на панель потому, что ей нечем платить за жилье. В «Красотке» проблем проституции, разумеется, не показано — так быстро Вивиан  попадает с улицы в апартаменты класса «люкс». Забавно, что эстафетную палочку эскорт-услуг Робертс принимает как раз у Гира, который играл мужчину по вызову в «Американском жиголо». Правда, вышедший на экраны десятью годами ранее фильм изображал потребление абсолютным злом, а жиголо смог обрести настоящую любовь, только избавившись от материальных стремлений.

«Красотка» довольно точно отражает свое время через безопасный секс, силу пластиковой карты и добропорядочность. В первую же ночь героиня раскладывает перед Эдвардом целый ворох презервативов, напоминая о том, что работа работой, но и о защите нельзя забывать. Когда же герой ведет Вивиан в люксовый бутик, чтобы обновить гардероб, то платит за все картой, намереваясь потратить «неприличную сумму». До встречи герой скупает обанкротившиеся компании за бесценок и втридорога распродает по частям, а девушек меняет как перчатки. В финале Эдвард не только останавливает свой выбор на одной женщине, но и впервые в жизни инвестирует деньги в убыточный бизнес. Постоянные отношения (читай, брак) и долгосрочные инвестиции оказываются предпочтительнее беспорядочных связей и спекуляций с низкой социальной ответственностью. Добро победило зло. В финале капиталистической сказки о новой Золушке, герой делает правильный выбор настоящего американского гражданина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

1 час назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

19 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад