Интервью

Тимур Бекмамбетов: «Киномиру будет не хватать Харви Вайнштейна»

5 декабря на российские экраны вышла историческая драма «Война токов», рассказывающая о жесткой конкуренции между Томасом Эдисоном, Джорджем Вестингаузом и Николой Теслой (их изображают Бенедикт Камбербэтч, Майкл Шеннон и Николас Холт). Продюсером проекта стал Тимур Бекмамбетов, который занимался производством фильма вместе с Харви Вайнштейном и Мартином Скорсезе, а режиссером — создатель сандэнсовского хита «Я, Эрл и умирающая девушка» Альфонсо Гомес-Рехон. Премьера «Войны токов» прошли на кинофестивале в Торонто еще в 2017-м, однако из-за секс-скандала с Вайнштейном и банкротства The Weinstein Company до проката лента добралась только сейчас — зато сразу в режиссерской версии.

Тимур Бекмамбетов рассказал «КиноРепортеру», почему «Война токов» личная для него история, как проходила работа с Вайнштейном и Скорсезе и почему сиквелы «Ночного дозора» и «Особо опасен» можно снять в новаторском формате Screenlife.

— Вы родились в семье энергетика, и «Война токов» для вас история, можно сказать, личная.

— У меня отец и брат были энергетиками и, конечно, тема электричества мне очень близка. Когда я был маленьким и сидел за столом, мне не хватало роста, чтобы дотянуться до тарелки — мне на стул подкладывали немецкий справочник по физике. Я и сам почти стал энергетиком — меня выгнали из Московского энергетического института. Можно сказать, что я спустя много лет, закрываю гештальт фильмом про историю электричества.

— Вы изначально планировали сами ставить фильм, но в итоге режиссером стал Альфонсо Гомес-Рехон.

— Я нашел сценарий в 2012 году, он был опубликован в Black List (перечень ярких нереализованных сценариев — прим. «КР») Попадание в этот список означает внимание всего Голливуда. Я успел первым добраться до его автора, Майкла Митника, и он согласился отдать мне права на сценарий. Но к моменту запуска проекта я уже чрезвычайно увлекся фильмами формата Screenlife, которыми до сих пор в основном и занимаюсь. Поэтому я договорился с Харви Вайнштейном, что он будет продюсировать кино, и с Альфонсо — замечательным режиссером, который придумал свою версию и четыре года занимался фильмом.

— «Война токов» напоминает мотивационную историю о стартапах.

— Мне кажется, это очень важное для общества кино. Оно раскрывает животрепещущую тему не просто работы над открытиями, но и ответственности людей за свои изобретения. Мы живем в мире, где практически каждый день появляются новые революционные технологии, которые переворачивают мир с ног на голову и открывают невероятные возможности. Но инновации также несут в себе огромные риски. Искусственный интеллект, генные технологии, ядерная физика и так далее могут полностью изменить мир. «Мы должны отвечать за то, что мы делаем» — таков месседж фильма. Это главный драйвер для привлечения внимания зрителя и всех мыслящих людей, которые понимают, что с нами происходит.

— В 1888 году Эдисон изобрел кинетоскоп — персональный кинотеатр — рассчитанный на показ одному человеку. Тогда его идея не получила распространения, однако сейчас кинематограф сделал круг и вернулся к этой модели в виде стриминговых сервисов. Те фильмы, которые десять лет назад создавались под кинотеатры, сейчас могут выйти только на потоковых сервисах.

— Скорее, мы вернулись к мобильному контенту, который человек смотрит один. Есть кино для массового зрителя, есть для семейного просмотра, есть для стриминговых или мобильных платформ. Фильмы-аттракционы, супергеройское кино смотреть на мобильном телефоне неудобно. Да и комедии проще воспринимать в зале, в окружении хохочущих людей. А вот драмы, кинороманы, теленовеллы удобнее смотреть на личном экране, когда ты остаешься наедине со своими эмоциями, и можешь сам решать, когда остановиться. Эдисон был провидцем в этом вопросе тоже. Постоянный ток, которым он занимался, на время тоже пропал, но сейчас телефоны, компьютеры и даже по иронии судьбы электромобиль Tesla работают на постоянном токе (Никола Тесла, в честь которого названа автомобильная компания, был сторонником переменного тока — прим. «КР»).

— Над «Войной токов» вы работали вместе с Харви Вайнштейном и Мартином Скорсезе. Как проходило ваше сотрудничество?

— Вайнштейн руководил студией, которая взялась за производство этого фильма. Он сумел собрать замечательный актерский состав. У нас тут фактически собрались все супергерои (Бенедикт Камбербэтч и Том Холланд — звезды MCU, Майкл Шеннон играл в «Человеке из стали», Николас Холт — в «Людях Икс» — прим. «КР»). Но когда случился скандал, лента оказалась на полке. И именно Мартин Скорсезе помог нам закончить работу над фильмом. В контракте был пункт, по которому последнее слово в случае споров оставалось за Скорсезе, и благодаря его слову компания, которой перешли права на фильм, выделила деньги, чтобы режиссер смог выпустить его таким, каким задумал.

Кадр из фильма «Война токов».

— Вайнштейн часто перемонтировал фильмы, ссорясь с режиссерами.

— Да, иногда это было залогом успеха, а иногда — причиной провала. Его кинематографическое чутье и вкус уникальны, и их будет не хватать киномиру. Вайнштейн рассчитывал, что «Война токов» будет участвовать в сезоне наград.

— Дорога назад для него закрыта?

— Все от него зависит.

— Как Голливуд изменился после скандала с Вайнштейном?

— Голливуд меняется сильно. Также сильно меняется и общество — у нас, в Америке и Европе. В том числе, общество постепенно следует консервативной повестке и хочет стабильности. Это связано с развитием технологий и радикальными изменениями в мире, которые трудно предсказать. Поскольку никто не может понять, что будет завтра, все хотят остаться во вчера.

— По-вашему, кинематограф при этом тоже не хочет меняться?

— Он не очень быстро отзывается. Не считая нашего Screenlife и еще нескольких уникальных идей, он перестал удивлять формой. Как формат традиционное кино не меняется. Это главная проблема индустрии.

— Почему Screenlife  одно из решений?

— Проводя большую часть жизни в девайсах, мы все больше вещей совершаем не в физическом мире, а в виртуальном. Я себя во многом реализую не через поступки в физическом мире, а через действия на экране компьютера или телефона. Поэтому кинокамера потеряла функцию фиксировать поступки людей, потому что человек сидит перед монитором и почти не шевелится, а на экране в это время происходят разные события. Поэтому теперь фиксацией этих событий занимаются программы, которые записывают жизнь экрана. Моя гипотеза заключается в том, что количество Screenlife контента будет расти. В ближайшие десять лет оно должно достигнуть баланса с той долей времени, которое мы проводим в цифровом пространстве. Я, например, провожу восемь часов в день в соцсетях, в приложениях и на сайтах. Это половина моей жизни, если не считать сон. И почти такая же ситуация у большинства из нас. Соответственно, половина всего контента в мире будет в формате Screenlife в течение десяти лет. Как именно он будет выглядеть, какие будут стили и тренды — покажет время. Но уже очевидно, что цифровая жизнь волнует людей. Пранки, кибербуллинг, воровство данных, различные преступления — все это мало осознанная, но значимая часть нашей жизни. Зрители очень хотят смотреть фильмы об этом, это подтверждают уже первые Screenlife проекты. Наш сериал «Dead of Night» установил рекорд в Snapchat по количеству просмотров, а фильм «Поиск» при бюджете меньше одного миллиона долларов собрал 75 миллионов в прокате.

— Ваш фильм «Профайл», рассказывающий о вербовщиках запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ, показали на фестивале в Берлине два года назад, но он до сих пор нигде не вышел. Это связано с его темой?

— C темой и с моей стратегией по выпуску фильмов. Я думаю, что жанровые проекты должны расчистить дорогу этому формату. С такими фильмами как «Профиль» — чуть сложнее. Они никогда не устареют. Непринципиально, когда он выйдет. Сейчас мы ждем лучшего момента и ищем партнеров. Думаю, прокатчики боятся с ним связываться. Хотя он получил два приза зрительских симпатий, один в Берлине, другой — на фестивале South by Southwest. Я не хочу его выпускать как попало.

— Screen Life принес вам успех как продюсеру. Однако ваши самые успешные режиссерские проекты — «Ночной дозор» и «Особо опасен». Их фанаты ждут сиквелов уже больше десяти лет.

— Мне кажется, и к ним можно снять продолжения в формате Screenlife. Мы периодически встречаемся с Сергеем Лукьяненко и обсуждаем, как можно было бы продолжить «Дозоры». Но вообще я не могу комментировать эти проекты, так как не принимаю по ним решения. Я бы очень хотел, чтобы эти истории продолжились, но все зависит от «Первого канала» и студии Universal.

— Десять лет назад вы предприняли первую попытку снять супергеройское кино в России с «Черной молнией». Жанр не очень прижился, хотя американские экранизации комиксов бьют рекорды и в России.

— Я не вижу никаких проблем, чтобы делать такое кино в России. У нас есть традиция сказок, и бывает, когда сказки становятся успешными, например «Последний богатырь». Супергеройской кино — американская традиция, это не часть нашей культуры. Можно ли ее перенести к нам? Я думаю, можно. Наш зритель все-таки воспитан на американском кино. «Дозоры», в принципе, тоже часть этого тренда. Просто надо хорошо перенести эту традицию.

Кадр из фильма «Ночной дозор».

— А что было сделано не так — на примере «Черной молнии»?

— Просто тогда вышел «Аватар». «Молния» должна была взлететь высоко в небо, но не смогла, потому что там уже летали космические корабли и драконы Джеймса Кэмерона. Но впоследствии миллионы подростков все равно посмотрели этот фильм. У главного героя там нет суперспособностей — такое кино ближе нам по менталитету.

— В Голливуде сейчас новая волна жанровых фильмов с рейтингом R после успеха «Дэдпула» и «Джокера». «Особо опасен» тоже выходил со взрослым рейтингом в 2008 году.

— Мы этот тренд начали «Ночным дозором» и продолжили в «Особо опасен». Дальше он пошел развиваться в Америке — вышли «Темный рыцарь», «Дэдпул» и «Пипец». Это «наследники» фильма «Особо опасен». Этот тренд очевиден, потому что повзрослела аудитория. Если вы пойдете на супергеройское кино в Америке, то увидите, что вместе с подростками там сидят дедушки с бородами — фанаты Marvel.

«Война токов» в прокате с 5 декабря. 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

7 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

8 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

12 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

1 день назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад