Команда супергероев второго сорта против психических травм и гнета капитализма.
Злобная мутная тетка, глава не менее злобной и не менее мутной конторы, а также начальница ЦРУ по совместительству, заманивает нескольких своих подрядчиков в секретный бункер, чтобы от них по-тихому избавиться. Ничего личного, просто внезапно проверка нагрянула, и нужно замести следы противозаконной деятельности. Подрядчики, однако, из подстроенной западни умудряются выбраться, пускай и не без потерь в лице камео Ольги Куриленко. А еще в том же бункере обнаруживается какой-то парень, похожий одновременно на Антона Шагина и Тома Холланда, с провалами в памяти и, как далее выяснится, с могучими суперспособностями.
Про новых «Громовержцев*» (признаны «Новыми Мстителями») в западной прессе сложился консенсус, что, мол, вот оно. Наконец-то. Нормальное кино от Marvel. Не такое, как все те, которые в последние несколько лет выходили и неизменно разочаровывали, а другое совсем. Бодрое, веселое, но при этом как бы со смыслом. Прямо как в старые добрые. И вроде бы коммерческие показатели тоже оптимизм внушают: на второй уик-энд касса просела всего-то на 55%, а не на 78%, как у «Капитана Марвел 2» в свое время. Впрочем, общих сборов пока все равно маловато, чтобы хотя бы бюджет отбить. Ну да ладно. Зато и зрители как будто бы довольны. Не визжат от восторга неистово, но как минимум повально не плюются, уже прогресс.
Правда ли «Громовержцы*» так хороши, как о них говорят? Конечно же, нет. Лучше, чем упомянутая «Капитан Марвел 2» (так себе достижение), но вообще – плюс-минус такой же филлерный проходняк, как и все остальное, что выходило после «Мстителей: Финал». Откуда же взялся шквал профессиональных панегириков и положительных отзывов от рядовых зрителей? Вероятно, из стремления выдать желаемое за действительное, которое иногда возникает как ответная реакция на несоответствие действительного желаемому, вызывающее состояние фрустрации. Такой способ борьбы с жестокой реальностью. Не самый, между прочим, плохой. По крайней мере, безвредный относительно.
В этой жестокой реальности пик популярности крупнобюджетных кинокомиксов, пришедшийся на вторую половину прошлого десятилетия, безвозвратно ушел. Фильмы про то, как атлетически сложенные красивые люди в разноцветных нарядах, облегающих их рельефную мускулатуру, друг дружку мутузят на фоне дорогих спецэффектов, больше не срубают гарантированно по миллиарду долларов несколько раз в год. По множеству причин. А корпорации, на которых держится американская киноиндустрия, никуда не делись. И пока никак не могут придумать, на чем же теперь гарантированно срубать по миллиарду долларов несколько раз в год. Никуда не делись и профильные медиа, обслуживающие киноиндустрию и, соответственно, указанные корпорации. Ну и широкая аудитория, прикормленная и выдрессированная корпорациями и профильными медиа, тоже не делась никуда.
И вот прикормленной и выдрессированной широкой аудитории, пребывающей во фрустрации, вместо тех «Мстителей», которых она когда-то возлюбила, скармливают суррогат. В составе – ингредиенты, идентичные натуральным. Все вроде бы почти то же самое, включая название. Только вместо Наташи Романовой – ее эрзац. И вместо Капитана Америки – эрзац. Даже два эрзаца, причем один из них еще и ходячий устаревший стереотип о русских, заодно отвечающий за юмор. Плюс кореш Капитана Америки. Плюс какая-то девица, умеющая исчезать и использующая эту свою суперсилу по максимуму: вы даже не заметите, что она есть в фильме. Плюс парень, похожий на Антона Шагина, совмещающий позиции эрзац-злодея (на полставки) и эрзац-Халка.
Понятно, что эти персонажи второго-третьего планов, зачем-то выдвинутые на первый план, не способны излучать такую же неимоверную крутизну, какую десять лет назад излучали одним своим видом Тони Старк, Тор, Наташа Романова и Стив Роджерс. Они способны исключительно ныть о том, какие они бедные-несчастные и глубоко травмированные. Чем, собственно, и занимаются на протяжении существенной части двухчасового хронометража. Это, с одной стороны, жалко и ущербно. Потому что какие же они тогда супергерои, если постоянно ноют. Но с другой стороны, это удачно резонирует с упадническими настроениями, царящими среди определенной части общества. Той части, представители которой любят ныть о том, какие они бедные-несчастные и глубоко травмированные.
Им-то «Громовержцы*» точно должны зайти как к себе в горизонтальный сейф-спейс. Так здесь все этично, по-осознанному устроено. Такие все милые эмпатичные котики, даром что на первый взгляд колючие ворчуны. Проблемы решают путем обсуждения (без всякого осуждения) словами через рот. И злодея, который никакой не злодей, разумеется, а тоже бедный-несчастный и глубоко травмированный, побеждают психотерапией и обнимашками. Ну не милота? Милота. Обезжиренная, на соевом молоке. И что-то особо никто не жалуется, что раньше в марвеловских кинокомиксах за те же деньги были гораздо красочнее и нажористее побоища.
Классика капитализма актуальной формации: если хотите впарить продукт заведомо низшего качества по той же цене, чтобы потребитель еще и спасибо сказал, просто объявите, что в производстве отныне используется не более дешевое, а более экологичное сырье, и не ради экономии на затратах, а ради соответствия прогрессивным стандартам и во имя социальной справедливости. Как видим, это работает. Потребитель, похоже, либо впрямь уверовал, что «Новые Мстители» не унылее старых, а этичнее, либо, убедившись, что бывает и сильно хуже, смирился и рад предлагаемому суррогату.
Есть, однако, в «Громовержцах*» и чуть менее очевидная, но все же достаточно четко проговариваемая вторая мораль. Которая остроумно дополняет основную, заключающуюся в том, что любой злодей в глубине души – всего лишь глубоко травмированный человек, нуждающийся в терапии и обнимашках. Дополняет и вместе с тем опровергает, наглядно демонстрируя, что героями или злодеями люди нередко становятся по воле изворотливых, лишенных принципов и нравственных ориентиров политиков, аффилированных с влиятельными коммерческими структурами. Обманываться, тем не менее, не стоит: притворное самообличение – не что иное, как еще один прием, к которому прибегает капитализм актуальной формации для достижения сугубо корыстных целей.
Комментарии