Кадр из фильма «Гарри Поттер и Тайная комната» (2002)
Сегодня, третьего числа месяца августа, по всему миру отмечается день цифры 3. А троицу, как известно, и Бог любит, и, сдается, киноделы тоже. Они нередко окружают главного героя парочкой приспешников, чтобы пробираться к великой цели ему было чуточку проще и веселее. В честь нехитрого нумерологического праздника «КиноРепортер» вспомнил культовые экранные трио и поразмышлял над тем, как они умудряются надавать тумаков злодеям и на пути к победе не переругаться в пух и прах.
Образцовейшее трио, известное не только ярым фанатам космической фантастики, но и примерно каждому интернет-юзеру, мало-мальски знакомому с поп-культурой. Трио, на которое впоследствии равнялись многие сценаристы кино, игр и не только. А Джордж Лукас, к слову, никогда и не скрывал, что слепил эту компашку не совсем из того, что было, а по небезызвестной формуле из книги «Тысячеликий герой» ученого Джозефа Кэмпбелла. По которой в центре истории всегда должен стоять некий Избранный, что проходит череду испытаний и соблазнов, прежде чем получить желаемое.
У Лукаса одним-единственным, что может спасти вселенную, становится, конечно, бравый и сильный-пресильный идеалист Люк, что мухи не обидит – если муха эта, конечно, не угрожает Альянсу. Ну и ладно, что он часто ставит собственную миссию под угрозу, ведь настырный и ловкий Хан Соло, если что, подстрахует. Из плена высвободит, поможет добраться до Альдераана, сестренке свое крепкое плечо подставит и так далее по героическому списку. Кстати, о сестре – принцесса Лея еще какую конкуренцию составит своим дружкам, хоть и ее разок-другой приходилось из разных передряг спасать.
Можно, разумеется, возразить, что эта троица не всегда передвигалась по галактике вместе и сражалась под флагом повстанцев плечом к плечу. Рядом с Ханом вот, например, почаще терлись пушистик Чубакка и железный друг R2-D2, позолоченный C-3PO тоже маячил где-то неподалеку. Но неотразимый тандем героев Марка Хэмилла, Харрисона Форда и Кэрри Фишер из оригинальной трилогии все равно хочется назвать каноном всех канонов. Мудрый избранный, хулиган с большим сердцем и сильная женщина – ну кто еще нужен для того, чтобы спасти мир от цепких лап Империи? То-то и оно.
Те самые трое, что каждый раз оказываются где-то в непосредственной близости от очередной заварухи – от нашествия на Хогвартс гигантского тролля до нападения того, кого, нельзя называть. И те самые трое, что влюбили в себя по меньшей мере три миллиарда землян (простите, маглов), пересматривающих фэнтези-франшизу о магических разборках ежегодно. И сетующих теперь на то, что лучше Дэниела Рэдклиффа, Эммы Уотсона и Руперта Гринта эту задушевную компашку никакое новое поколение британских – и не только – актеров на экранах воплотить не сможет.
А устроено главное трио всея поттерианы все по тому же кэмпбелловскому алгоритму – крутится-вертится все вокруг избранного Гарри, который выжил вопреки всем зверствам главгада. И, словно архетипичные спасители ex machina, к нему прилипают случайные дети (пусть и не из машины, а из поезда) – неловкий рыжик-лузер Рон и всезнайка Гермиона. Все остальное – как говорится, история. История о превратностях высшего волшебного образования, первых влюбленностях, взрослении, обремененном войнами и потерями, и, естественно, о дружбе, что разбивает крестражи и вражеский запал.
Как полагается, не обошлось у ребятишек-чародеев – равно как и у «звездных» коллег по цеху – без любовных настроений внутри треугольника. Но если у Лукаса щепетильная геометрия разбилась о камень кровного родства, то Гермиону и Рона свела любовь исключительной силы и неизбежности. Как бы изящно Гарри ни умел вести в танце, подружка-брюнетка каноном ему уготована не была. За что спасибо, конечно, госпоже Джоан Роулинг – наверняка ее троица не сработала бы на поражение так, как это в итоге вышло в книгах и экранизациях. Благо у Рона всегда найдется для друга лишняя сестренка…
Пожалуй, самая эстетически любопытная тройка из всей подборки и уж точно самая синефильская из всех тройных киноальянсов. Также самая эксцентричная и самая обнаженная – итальянец Бернардо Бертолуччи явно не пожалел для своей романтики всего самого провокативного и неординарного. Ведь двое из экранной команды по освобождению Парижа от дремучей скуки и устоявшихся нравов – якобы близнецы, характер отношений между которыми вызывал, вызывает и однозначно еще будет вызывать, мягко говоря, немало вопросов консервативной публики.
Если вы до сих пор не знакомы с трио отвязных мечтателей, вводим в курс дела: смазливый студентик из США Мэттью (Майкл Питт) приезжает по обмену в Париж образца радикально настроенного 1968 года. Поучивает там французский, посматривает фильмы, что вскоре станут европейской классикой, в местной синематеке, а между делом знакомится с загадочной парочкой в обольстительном и грациозном исполнении Евы Грин и Луи Гарреля. А те сибаритствуют, вовсе не думая о последствиях подобного образа жизни. И в свои сети рискованного гедонизма наивного американца затягивают.
Сдается, любовно-извращенный треугольник Бертолуччи не слишком похож на вышеупомянутые джедайский и магический. Великих целей у протагониста как таковых не наблюдается, а новообретенные товарищи если и меняют его жизнь, то в ключе совсем не позитивном. Но, надо признать, Тео и Изабель все же подкидывают ему некоторые испытания на прочность. Или, напротив, чтобы крепкость духа его надломить. А сами же в это время дополняют друг друга, как две настоящие половинки одного безумного целого, подпитывающие друг в друге болезненную одержимость.
Имеются в кино и чисто мужские компании, которые, казалось бы, должны держать ситуацию под контролем и не пускаться во все тяжкие. Но члены так называемой «Волчьей стаи» этот миф развенчивают прямо на фееричном старте комедийной трилогии – три молодца просыпаются после бурной ночки в Вегасе и осознают, что делов наворотили ой-ой-ой. У одного зубов не достает, у другого на счету – внезапный выигрыш в казино, а в номере отеля обнаруживаются тигр, курица и даже младенец. Задел, наверняка вам знакомый, но для похмельной троицы тогда проблемный и уж совсем не постижимый.
Так кому же все это падает на голову, словно монетки в игровом автомате? Беспечному эгоисту Филу (Брэдли Купер), обожающему тусовки и далеко не сразу берущемуся устранять их негативные последствия. Переживающему по каждому возможному и невозможному поводу Стю (Эд Хелмс), что, отпустив свои тревоги лишь на одну безбашенную ночь, как ни парадоксально, вляпывается аж в брак со стриптизершей, которую помнить не помнит. И, наконец, инфантильному Алану (Зак Галифианакис), который на деле и оказывается виновен в том, что его друганы конкретно так отлетели.
Согласитесь, с такими ни сражение на мечах и палочках не выиграешь, ни в центре Парижа раскаленной страсти не предашься. Разве что следы своих же собственных проделок во имя веселья с горем пополам заметешь. И хотя при просмотре первой части саги сомнений в крепости этого дружеского союза всплывает немало (Фил, среди прочего, не стесняется над товарищами лишний раз поиздеваться), то в тайском и аризонском сиквелах ростки братской взаимоподдержки дают однозначные плоды. Уж если Алан под влиянием корешей и их совместных приключений взрослеет и одухотворяется…
Наперекор гендерным стереотипам идет и чисто женское трио – пусть в шпионской дилогии и не обошлось без излишней сексуализации. Красавицы-девчонки зовутся Ангелами, но навалять могут будь здоров, ведь они для этого прошли специальную агентскую подготовку и всегда носят в рукаве специальные примочки для расправы над важными дядями, что непременно захотят их миссии помешать.
Составлено это трио хоть и не по канонам Кэмпбелла, но очень даже по заветам легендарных герлз-бэндов от заморских Spice Girls до отечественного Serebro. В запасе имеются рыженькая Дилан, блондинка Натали и шатенка азиатского происхождения Алекс. В роскошном исполнении Дрю Бэрримор, Кэмерон Диас и Люси Лью соответственно разношерстное трио видится не настолько карикатурным, как это, вероятно, могло бы получиться при менее удачном касте, и, несомненно, сплоченным.
А секрет «Ангелов» прост как три копейки – Диас и Бэрримор дружбу водят еще с 1990-х (и, к слову, до сих пор называют друг друга лучшими подружками). А Лью на время съемок с ними поладила так, что командную химию еще заметнее на экране укрепила. И если имена героинь в силу заметно устаревшего и немного топорного сценария вы можете легкозапамятовать, то их тройные удары – как болевые, так и неожиданные ультракомедийные – наверняка все еще остаются в сердечке аудитории.
В отечественном же кинематографе триплет-эталоном из палаты мер и весов по праву считается трио, взращенное Леонидом Гайдаем на основе персонажей фельетона «Пес Барбос и необычный кросс» Степана Олейника. Немного переработав портреты троицы, постановщик с помпой представил их сначала в одноименном коротыше 1961 года, а чуть позже и в уже легендарных «Самогонщиках». Шутливые амплуа мастодонтов Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова так сильно полюбились советскому зрителю, что в итоге задержались на экране на 20 лет.
Вициновский Трус – как уже можно догадаться, малодушный и мнительный невротик, своим высоким голоском обычно докладывающий товарищам свои опасения. Посмеиваются над ним и Балбес (Никулин), наивный оптимист и по совместительству большой любитель спиртного, и Бывалый (Моргунов), дерзкий громила с очевидными лидерскими качествами. Что только не вытворяли эти трое у Гайдая – и рыбку незаконно ловили, и горе-невесту на Кавказе воровали, и склад обчистить пытались, к счастью юркого Шурика, безуспешно. Короче, и так, и сяк нарушали великие союзные законы.
Именно по образцу гайдаевского трио в дальнейшем кроились и другие – не обязательно тройные –криминальные шайки-лейки в российском кино. А сами Трус, Балбес и Бывалый уже после «Кавказской пленницы» поколесили и по фильмографиям других режиссеров, появившись в лентах Юрия Саакова, Евгения Карелова и Юрия Кушнерева. Последний, кстати, схлестнул трио с не менее прославленным дуэтом Кисы Воробьянинова и Остапа Бендера – а вы говорите, что в СССР не было мультивселенных! Никулин разве что от этой безумной авантюры отказался, но Вицин и Моргунов клад поискать успели.
На десерт – прелестнейшее мультяшное трио, горячо любимое всеми от мала до велика и сошедшее со страниц повести Эдуарда Успенского с говорящим названием «Дядя Федор, пес и кот». Такая вот неожиданная маленькая компания релоцировалась во временно свободный дачный домик и наводила там свои порядки и беспорядки. И из книжки 1975 года перебралась в анимационный алмаз Владимира Попова, что впоследствии обзавелся двумя сиквелами, немного отходившими от первоисточника.
Оригинальные облики героев же остались неизменны – закручивается одиссея в деревню Простоквашино вокруг мудрого не по годам Федора, говорящего голосом Марии Виноградовой. Мальчишка благородно – или все же в корыстных целях? – подбирает в подъезде хозяйственного кота (Олег Табаков) с усами, шикарным хвостом и не менее шикарной фамилией. А уже в сельской местности к парочке присоединяется добродушный, но неловкий песик Шарик (Лев Дуров), готовый протянуть им лапу помощи.
Троица проводит вместе каникулы летом и зимой и обрастает новыми знакомствами – чего только стоит почтальон Печкин, то и дело вставляющий юным сквоттерам палки в окна, но в итоге все равно тающий от их магнетизма. Пред чем не устояли и кинематографисты нашего века, возвратив трио на экраны в сериальном продолжении под лаконичным названием «Простоквашино» (2018). А также в предстоящей live-action адаптации, что аккурат под Новый год подарит нам Сарик Андреасян.
Когда-то Хэппи Гилмор (Адам Сэндлер) был рабочим, уборщиком, охранником, заправщиком и сантехником. Ну и хоккеистом вдобавок. Потом из хоккеистов он…
Он заставил нас поверить в инопланетян и помог приобщиться к творчеству Чарльза Буковски. Исследовал тему физической близости и сам чуть…
В этом году «Российская креативная неделя» (РКН) пройдет в Москве с 25 по 27 сентября в Национальном центре «Россия». Три…
Маяк – мощнейший символ, который кинематографисты по всему миру давно взяли на вооружение. Причем символ скорее зловещий, вопреки прямому назначению…
Шарлиз Терон обладает редким актерским диапазоном, что позволяет ей одинаково убедительно воплощать совершенно разных персонажей. Актриса с легкостью переходит из…
Хмурая наследница семейки Аддамс собрала рекордную аудиторию на Netflix – сериал о ней уступил по просмотрам разве что «Игре в…