Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Альтернативные финалы культовых фильмов, в которые сложно поверить

Альтернативные финалы культовых фильмов, в которые сложно поверить

24 марта 2024 /
Альтернативные финалы культовых фильмов, в которые сложно поверить
«Профессионал» (1981)

Чем на самом деле могли закончиться «Белое солнце пустыни», «Красотка» и «Профессионал».

Многие культовые картины мы любим не только за то, как они поставлены и разыграны, но и за то, чем они кончаются. Представьте, если бы И-Ти не улетел в космос, а Дюфрейн не вырвался из Шоушенка, а Симба не сбросил Шрама со скалы. Все воспринималось бы иначе, верно? А ведь отдельные знаменитые фильмы могли получить не те финалы, к которым мы привыкли. По самым разным причинам. Несколько характерных случаев альтернативных концовок мы и решили вспомнить, поэтому готовьтесь к неожиданным откровениям и остерегайтесь спойлеров.

«Чапаев» (1934)

Гибель Василия Ивановича в сентябре 1919 года была окутана множеством мифов. Существовал даже цикл сказок, посвященных легендарному начдиву после предполагаемой смерти. Официальная точка зрения гласит, что Чапаев пал во время переправы через Урал и был похоронен на берегу. Однако его могилы так и не нашли. Хрестоматийный фильм «Чапаев» с Борисом Бабочкиным придерживается общепризнанной позиции: военачальник гибнет под градом пуль, и воды смыкаются над его непокорной головой. Мощное, трагичное завершение.

При этом у картины имелось аж три альтернативных концовки. В первых двух случаях Чапаев в формате закадрового голоса обнадеживал Анку с Петькой, рассказывая, какая славная жизнь ждет их после войны. А в третьем Василию Ивановичу удалось выбраться живым и невредимым на берег («как это, Чапаев да не выплывет!»). На основе этой версии в 1941 году вышла короткометражка «Чапаев с нами», где спасшийся начдив выступает с мотивационной речью, призывающей бить немцев. Так оригинальный фильм обрел второе дыхание, чтобы поднять бодрость духа советских граждан. Ну а предыдущие два варианта заблокировал художественный совет ленты.

«Белое солнце пустыни» (1969)

Всем хорош замечательный истерн Владимира Мотыля. А финальными штрихами он хорош особенно. Запивший богатырь Верещагин решает тряхнуть стариной и угоняет заминированный баркас с бандитской добычей. Где расшвыривает негодяев, точно кегли, и взлетает на воздух. Красноармеец Сухов в стиле Клинта Иствуда пускает пулю в Черного Абдуллу и направляется домой. А его боевой товарищ Саид выезжает на охоту за кровным врагом Джавдетом. Все персонажные арки закрыты, все характеры развиты, величие, да и только. При этом изначально заключительные сцены выглядели иначе.

Схватка на баркасе показалась худсовету чересчур фальшивой, из-за чего ее пришлось сильно порезать. Дуэль Абдуллы и Сухова должна была тоже разворачиваться на море – сперва на борту, затем в воде. Оба выбирались на берег, где Абдулла умирал от полученных ран. В итоговом варианте он погиб, стоя на баке с нефтью, куда Сухов спрятал его жен. И эти самые жены, в соответствии с более ранней концепцией, вылезали из бака и рыдали над трупом Абдуллы, хотя раньше он намеревался от них избавиться. Подобный эпизод худсовет тоже зарубил. Как и расширенную сцену с вдовой Верещагина Настасьей, которая удалилась в пустыню и сошла с ума. В окончательной версии она просто бредет по берегу.

«Профессионал» (1981)

Народный хит с Жан-Полем Бельмондо и по сей день считается эталоном остросюжетного боевика. Правда, отсутствует общее мнение на счет того, чем такие боевики должны кончаться. Герой дает прикурить злодеям, приструняет главного гада и сматывается в закат? Или драматично погибает, окруженный трупами павших врагов? Да, подобную гибель того же Боромира невозможно забыть. Но Боромир не был центральным персонажем «Властелина колец». А если бы вокруг него строилась полноценная франшиза, как вокруг Джона Уика, черта с два авторы осмелились бы его похоронить. Коммерческие перспективы, завязанные на потенциальных сиквелах, никто не отменял.

Но сорок лет назад киноиндустрия еще не страдала от такой повальной сиквелизации, как сейчас (даже бездарному ромкому «Кто угодно, кроме тебя» хотят прикрутить вторую часть!). И «Профессионал» закрывается однозначным, безнадежным, логичным финалом: опальный спецагент Жосс Бомон, бросивший вызов властям, обманом вынуждает своих бывших боссов пристрелить африканского президента и с чувством выполненного долга вразвалочку идет к ожидающему на лужайке вертолету. В этот момент зрители всего мира скрещивали пальцы: вот бы Бомон спасся! Но автоматная очередь не дала его планам осуществиться, и проникновенная музыка Эннио Морриконе подвела черту под историей бунтаря-одиночки.

Хотя мечты фанатов Бебеля могли сбыться: у «Профессионала» имелся альтернативный финал, в котором Жосс преспокойно забирался в вертолет и улетал восвояси. Однако по настоянию Бельмондо и режиссера Жоржа Лотнера хэппи-энд решительно и бесповоротно отмели. В отвергнутом варианте камера точно так же плавно поднималась над зеленой лужайкой, только совершенно пустой. Люди не подходили к телу павшего Жосса, потому что и тела-то никакого не было.

«Красотка» (1990)

Концовка «Красотки» – каноничное завершение каноничного ромкома, сбывшаяся мечта миллионов девочек, девушек и женщин, что грезят о сказочном принце. Совсем уже, было, отчаялась героиня Джулии Робертс, как вдруг прогудел за окном автомобильный сигнал, а там целый Ричард Гир на белом лимузине с букетом цветочков. Который не постеснялся помять дорогой костюмчик и вскарабкался к любимой по пожарной лестнице, чтобы жить с ней долго и счастливо, пока держатся гигантские буквы на знаке Hollywood. Однако все могло выйти наоборот!

На главную мужскую роль всерьез рассматривался Аль Пачино. На главную женскую – Мег Райан. А окончание истории с оригинальным названием «3000» было далеко от типичных представлений о хэппи-энде. В раннем варианте бойфренд просто выкидывал бедную Вивиан на улицу, швырял ей три штуки баксов и уезжал. Девушка оставалась в одиночестве в грязном заплеванном переулке. В заключительной сцене Вивиан с приятельницей Кит направляется в Диснейленд. Кит раздумывает, не купить ли воздушный шарик c ушками Микки. Вивиан заявляет, что непременно надо купить. После чего таращится куда-то в пустоту. Жесть, скажите?

«Терминатор 2: Судный день» (1991)

Финал лучшего сиквела всех времен – редкий случай, когда герой, в честь которого вообще-то названа франшиза, погибает, но ты испытываешь не столько горечь, сколько надежду. Будущее по-прежнему окутано туманом неизвестности. Однако, цитируя Сару Коннор, «если даже робот-терминатор понял ценность человеческой жизни – может, мы тоже поймем?». С одной стороны, история Т-800 увенчалась грандиозным прощальным салютом, и на этом легко можно было бы сказать adieu. С другой, открытая концовка автоматом давала добро сиквелам, которых набралось аж четыре штуки. Все – сомнительного качества.

Джеймс Кэмерон же снял и альтернативный финал «Судного дня», позднее вошедший в специальное издание на DVD. В этой солнечной сцене мы лицезреем старенькую Сару из 2029 года, которая докладывает, что никакого Судного дня не произошло. Люди продолжили ходить на работу, заниматься любовью и все такое. Сама Сара страдает от ПТСР, поскольку ее терзают думы о не наступившем мрачном будущем. Зато Джон Коннор заделался сенатором и отцом очаровательной дочурки. Напоследок проговаривается та же мудрая мысль про ценность человеческой жизни, только теперь ее звучание куда безмятежнее.

За то, что «Терминатор 2» завершился кадрами не с Линдой Хэмилтон в старческом гриме, а с мелькающим под колесами шоссе, стоит благодарить (или винить?) продюсера Марио Кассара. Который, разумеется, не желал бросать дойную корову. Он убедил Кэмерона устроить тестовый показ, и аудитория в пух и прах разгромила концовку с безоблачным Лос-Анджелесом. Народ ворчал, что та будто взята из другого фильма: настолько ее атмосфера не соответствовала хмурой тональности сиквела. Режиссер признал правоту продюсера, изменил конец на общеизвестный и обрек фанатов на пытку дурацкими продолжениями.

«Клерки» (1994)

Культовое драмеди Кевина Смита «Клерки», как и «Терминатор», выросло в долгоиграющую франшизу. Вот только в этом случае каждая следующая часть оказывалась если не лучше, то хоть в чем-то занятнее предыдущей. В центре внимания, если кто не в курсе, великовозрастные лоботрясы, которые работают в сфере обслуживания и влипают в ситуации разной степени трагикомичности. Усатое лицо серии – Данте Хикс в исполнении Брайана О’Хэллорана, проводник в мир веселого смитовского хаоса.

В супермаркете, где он вкалывает, вроде ничего не происходит – но периодически в его тесном помещении разворачиваются странные сценки, придавая ленте уникальный колорит. В альтернативном финале, который даже был отснят, все выходит из-под контроля, что приводит к фатальным последствиям. В магазин забредает грабитель, хладнокровно застреливает Данте, обносит кассу и сваливает. С учетом расслабленного тона «Клерков» подобная развязка выглядит так, будто в переполненном вагоне метро, набитом усталыми пассажирами, кто-то вдруг поворачивается к вам и пинает в живот.

Кевин Смит нежно любил своих героев и редко от них избавлялся. Тем внезапнее было убийство персонажа, сыгранного одним из его актеров-талисманов (О’Хэллоран появлялся в «Тусовщиках из супермаркета», «В погоне за Эми», «Догме», дилогии «Джей и молчаливый Боб», сиквеле и триквеле «Клерков»). Поэтому режиссер справедливо рассудил, что душераздирающий финальный аккорд не красит его дебют, и позволил Данте благополучно оттрубить смену.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: