Кино

«Сущность»: Рыхлая мистика про отца-вдовца и чудо в перьях

Безымянный отец семейства (Бенедикт Камбербэтч), художник по профессии, теряет жену. Они с детьми, двумя мальчишками, не могут смириться с трагедией. Мужчина пытается поддерживать привычный быт, но реальность вокруг него размывается. То некая птица крыльями за окном хлопает, то загадочный голос послания на автоответчике оставляет, то сны тревожные мучают. А в какой-то момент тоска, которую художник не в силах побороть, материализуется в облике огромного Ворона и давай в иронично-наставительной манере беседовать с ним о том о сем.

В 2015 году дебют Макса Портера «Скорбь – это нечто с перьями» стал бестселлером и получил переводы на 27 языков. Спустя несколько лет книга обзавелась адаптацией в формате театральной постановки, где ведущую роль исполнил Киллиан Мерфи. Актер признавался, что яростные выступления отбили у него сон, и назвал этот опыт одновременно самым изнурительным и утешающим в своей жизни. 2025-й ознаменовался новой коллаборацией Мерфи с Портером, социальной драмой «Стив», плюс экранизацией «Скорби». Занялся ей документалист и клипмейкер Дилан Саузерн, а растерзанного горем отца сыграл Бенедикт Камбербэтч, который в прошлом году уже слетал с катушек в галлюциногенном мрачняке и болтал с воображаемым гигантом. Помните мини-сериал «Эрик»? Нет? А он существует.

Образ вдовца, которого на всех уровнях – от бытового до экзистенциального – грызет грусть-печаль, пришелся по душе Камбербэтчу, ибо сулил массу испытаний. А от испытаний он, дескать, отказываться не намерен. Заявление интригующее, учитывая, что в приличных полнометражках британец не снимался с 2021-го, когда тройным залпом грянули «Власть пса», «Кошачьи миры Луиса Уэйна» и «Человек-паук: Нет пути домой». Но куда меньше интриговало, и вообще скорее тревожило, утверждение режиссера, что сюжет в кинофильме «Сущность» (название The Thing with Feathers напрашивается на локализацию «Чудо в перьях») второстепенен по сравнению с «эмоциональным путешествием персонажа». Так оно, собственно, и вышло. Однако путешествие это Саузерн проделал на заплетающихся ногах, сложив невнятное упражнение на классическую хоррор-тему: как смириться с потерей близкого через контакт с потусторонним созданием.

Если вам посчастливилось глянуть свежайший эксперимент «Глазами пса», то вы могли видеть, как подобную тему – не самую, прямо скажем, необыкновенную – можно превратить в увлекательный и пронзительный триллер. «Сущность» тоже старается быть увлекательной и пронзительной, но получается не ахти. Технически это, разумеется, здорово сделано: багаж Саузерна (клипы для Arctic Monkeys и Franz Ferdinand, доки про Blur и Джеймса Мерфи из LCD Soundsystem) позволяет обеспечить стильный визуал при поддержке толкового оператора – Бен Фордесман трудился, например, над недавним фильмом-камбэком Дэниэла Дэй-Льюиса «Анемона». Симпатично выглядит и сочетание графики с практическими эффектами, родившее образ гигантского Ворона с голосом Дэвида Тьюлиса, – то ли проклятия, то ли спасения. Хотя без клаустрофобного формата 4:3 вполне можно было бы обойтись, да и мода на невыносимо темные цвета себя исчерпала.

Саузерн, видимо, рассудил, что раз отец тонет в страданиях, то и нам не стоит ждать легкой прогулки. Но страдания – штука такая. Неоднозначная. Неоднозначность «Сущности» в том, что грань между реальностью, глюками и кошмарами истончается до незримой ниточки, как и граница меж хоррором, мелодрамой, терапевтическим сеансом и черной, точно крыло ворона (простите), комедией. Зал дружно вздрагивает, когда в окно врезается птица, но первый скример остается единственным. «Сущность» ни в коем случае не фильм ужасов, и кадр с одинокой зубной щеткой, которой теперь некому воспользоваться, вызывает больший дискомфорт, чем все сверхъестественное. Шутки, положим, местами удачны – сыновья ворчат, что батя читает сказку без выражения, и тот мигом исправляется, – но трагедия эффективно работает разве что в третьем акте, рассказанном с позиции детей. Которые понимают, что утрата одного родителя чревата потерей другого, отныне чересчур отстраненного.

В прочих актах родитель с лицом Камбербэтча, привычно убедительного во всем, что связано с истериками и делирием, судорожно покрывает холсты углем и чернилами, покрикивает на отпрысков и галлюцинирует, а чудо в перьях издевательски заявляет, что мужчина ведет себя как стереотипный вдовец. И, конечно, лукавит, поскольку не всякому стереотипному вдовцу кажется, будто он танцует с огромным воображаемым Вороном под завывания Скримин Джея Хокинса. Прелестный эпизод. Именно такими отдельными эпизодами, будь то заснеженный флешбэк или завтрак под The Cure (кто вообще завтракает под The Cure?!), «Сущность» и сильна, но то чисто постановочные, клипмейкерские фишки, за которыми не видно вразумительной истории и понятных переживаний. А взаимодействие отца с Вороном, воплощением скорби, напоминает то «Бабадука», то «Голос монстра», то «Бердмэна» – за минусом терапевтического заряда.

Предполагается, что члены семейства проходят положенные стадии принятия неизбежного: от страха перед Вороном до признания его чуть ли не лучшим другом. То есть примиряются мало-помалу с невосполнимой утратой, дабы в конечном счете отпустить то, что нельзя изменить, и жить дальше. Но обещанное Саузерном эмоциональное путешествие оказывается удивительным образом невовлекающим.

Жанры перемешиваются слишком витиевато, чтобы хоть один из них по-настоящему ударно сработал. Нервные игры разума утомляют, мешая принимать муки героя близко к сердцу. Ужимки Кар-бербэтча, который то каркает, то горбится на птичий манер, не перерастают в отъявленную дичь и намекают, что даже невротик с воспаленным (под)сознанием имеет все шансы исправиться и стать папкой на миллион. Ну а Ворон зловещий, Ворон черный, Ворон вещий символизирует не столько неистребимую тоску отца-одиночки, сколько неровность амбициозного фильма, который хотел и попугать, и утешить, и о важном поговорить, а в итоге каждое начинание оборвал на полуслове.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Индийская «Ирония судьбы» и корейский «Мажор»: Ремейки российского кино за рубежом

Ремейк – дело тонкое, и мы часто ругаем фильмы, которые задействуют неоригинальный сюжет: ведь кажется, что новых идей по сравнению…

4 минуты назад

Зло под елкой: Атмосферные хорроры для зимних каникул

Этот материал посвящается всем, у кого в печенках сидит засилье рождественских ромкомов, сентиментальных мелодрам и придурковатых комедий (классических и современных).…

6 часов назад

Никита Панфилов: «Без семьи можно сойти с ума»

Он хорошо знаком отечественному зрителю: 20 лет назад актер засветился в хите «Адъютанты любви», затем грянули «Сладкая жизнь» и «Мажор»,…

24 часа назад

Умерла Вера Алентова

На 84-м году жизни скончалась Вера Алентова.  Причиной смерти стал острый инфаркт миокарда: этим утром народной артистке РФ стало плохо…

24 часа назад

«Пророк. История Александра Пушкина» – лидер среди номинантов премии «Золотой орел»

Национальная академия кинематографических искусств и наук России объявила список номинантов премии «Золотой орел» за 2025 год. Лидером по числу номинаций…

24 часа назад

Музыкальную феерию «Три мушкетера» поставил худрук Театра Моссовета

Театр имени Моссовета выпускает вторую премьеру за зиму – после «Макбета» Андрея Кончаловского пришла очередь другого классического произведения – «Трех…

1 день назад