Сериалы

Сериал «Сочувствующий»: Злободневная шпионская сатира о последствиях вьетнамской войны

Ловкий и сообразительный вьетнамский парень наполовину европейского происхождения служит двойным агентом. Он занимает должность адъютанта при генерале полиции Южного Вьетнама, помогая ловить коммунистических шпионов, и одновременно сам является коммунистическим шпионом, искренне преданным соответствующим идеалам. Но вот войска Севера уже подступают к Сайгону, генерал готовится бежать из страны, и его ближайшему помощнику приходится бежать вместе с ним. Чтобы и дальше за ним приглядывать и докладывать обо всем своему вьетконговскому начальству.

Казалось бы, что нам эта вьетнамская война, да? Часть совершенно чужой истории. Однако если присмотреться, в сериале «Сочувствующий», посвященном, правда, не столько самой вьетнамской войне, сколько ее последствиям, можно найти много интересного, злободневного и весьма актуального для всех. Так, например, в нем наглядно демонстрируется, что обычно происходит с теми, кого американцы поддерживают в военных конфликтах (иными словами, используют для решения своих задач), после того, как эти конфликты по тем или иным причинам себя исчерпывают. Спойлер: ничего хорошего.

Ну да это мы с вами и так прекрасно знаем, что с ними происходит. Но как именно – поглядеть все же любопытно и небесполезно. И вот нам такая возможность предоставляется. Причем глядим мы на все как бы изнутри, глазами непосредственного участника событий. Который, между прочим, не просто двойной агент. Он вообще по жизни разрывается между двумя мирами. С одной стороны, верен делу революции и вьетнамским корням, с другой – пленен соблазнами западного общества потребления. Ну а поскольку разорваться физически не может, то мучается проблемой самоидентификации и глубоко рефлексирует.

В сериале рефлексии, конечно, заметно поменьше, чем в книге, положенной в основу. Книгу, кстати, написал автор по имени Вьет Тхань Нгуен, родом, как нетрудно догадаться, из Вьетнама. Его семья после падения Сайгона перебралась в Штаты, и с тех пор он там обретается. Отсюда, надо полагать, и вся эта рефлексия. Сериал же, в свою очередь, сделал видный южнокорейский деятель Пак Чхан-ук. Тот, как помним, уже затрагивал шпионскую тему в «Маленькой барабанщице» по Джону ле Карре. Где героиня Флоренс Пью, засланная «Моссад» к палестинским террористам, проникалась к последним искренней симпатией.

«Сочувствующий», что характерно, примерно о том же. По крайней мере, и там и там явно прослеживается идея, что врага нужно полюбить, чтобы одолеть. Выдвинул ее давным-давно Пол Лайнбарджер, теоретик психологической войны и талантливый фантаст, очень любивший Россию. Трудно сказать, насколько эта идея подтверждается практикой, но есть в ней что-то романтическое и оттого привлекательное. Для художественных произведений годится. Хотя и там подтверждается не всегда. Главному герою «Сочувствующего» вот любовь к Америке что-то не помогла.

В общем, да, влекут Пак Чхан-ука сюжеты про людей, оказавшихся между жерновами цивилизационного противостояния. Оно и понятно: его-то страну цивилизационное противостояние тоже неслабо так коснулось. Только теперь он на этот счет высказывается в сатирическом ключе, отодвигая шпионские страсти на второй план. В основном сатира его сводится к нещадному обличению американского лицемерия, за что отвечают персонажи Роберта Дауни – младшего, явно нацелившегося взять «Эмми» (как раз не хватает для коллекции). Который воплотил сразу несколько собирательных образов американцев, на разных уровнях осуществляющих политику неоколониализма.

Особенно замечательно у него получился оскароносный режиссер, снимающий кино про вьетнамскую войну. Собственно, и сам эпизод об этом получился особенно замечательным. В стиле «Солдат неудачи», но с акцентом на другом. Бен Стиллер все-таки высмеивал голливудскую индустрию в целом, а Пак Чхан-ука интересуют в данном случае вопросы более конкретные. В частности, как в поп-культуру проникают элементы пропаганды. А проникают они туда зачастую вполне естественным путем, сами по себе, практически без насильного внедрения. Более того, насильно внедрять пропаганду в массовую культуру вообще бессмысленно. Иначе пропаганда не будет работать как следует.

Отсюда сразу же возникает вопрос: не содержит ли в таком случае сериал «Сочувствующий», весь такой ехидный по отношению к Америке и ее политике, элементов проамериканской пропаганды? Конечно же, да. Недаром там четко проговаривается, что во всем виноват Никсон (республиканец, как Трамп). Да и вообще: ну вот захватили коммунисты Вьетнам, и кому от этого лучше стало? Никому не стало. А так пили бы баварское. Тьфу, то есть «Бад». Или что они там пьют. В общем, это то, чему стоило бы поучиться у заокеанских пропагандистов. Заворачивать нужные мысли так, чтобы никто ничего такого не заподозрил, и поставлять их под видом чего-то кардинально другого оптом на экспорт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

8 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

10 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

11 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

14 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

16 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

19 часов назад