Преуспевающий делец Карш (Венсан Кассель) владеет кладбищем с примыкающим к нему рестораном. Причем кладбище то не простое, а продвинутое: в надгробия вмонтированы экраны для наблюдения за разложением тел покойных. Скрытые камеры размещены в погребальных покровах, передающих на поверхность изображение высокой четкости, которым можно управлять через специальное приложение. Этим революционным изобретением пользуется и сам Карш, посматривающий периодически на кости умершей супруги Бекки (Дайан Крюгер). Однажды он замечает на ее черепе странные наросты. Параллельно таинственные вандалы совершают на кладбище варварский налет, ломая надгробия, а объединяющую их сеть блокируют не менее таинственные хакеры. Карш намерен выяснить, кто за этим стоит.
Еще в мае 2024-го «Саван» гостил в Каннах, но остался без наград. На Лазурном Берегу Дэвиду Кроненбергу вообще не везет: семь номинаций на «Золотую пальмовую ветвь» – и лишь одна премия, Особый приз жюри за «Автокатастрофу» в 1996-м. На фоне более громких премьер затерялся и «Саван», хотя для Дэвида это кино поважнее многих других. Подхватив тренд автобиографий, которые в 2020-х ваяли Брана («Белфаст»), Соррентино («Рука бога»), Спилберг («Фабельманы») и Иньярриту («Бардо»), Кроненберг тоже – в своем, разумеется, стиле – замахнулся на материи глубоко личные. Связанные, прежде всего, со смертью в 2017-м его жены Кэролин, с которой он прожил 43 года. В интервью режиссер заявил, что, если уж на то пошло, все его фильмы в чем-то личные, и связь с реальными переживаниями еще не делает их хорошими: кино должно говорить само за себя. И работа над «Саваном» не стала для него терапией, хотя герой Касселя, внешне отчетливо смахивающий на самого Кроненберга, создает хай-тек-кладбище именно с этой целью: помочь тем, кто не готов отпустить близких, побороть скорбь.
Впрочем, скорбь никуда не девается. Об этом упоминал Дэвид, это же подсознательно чувствует Карш, видящий Бекку в грезах, где трагичное причудливо смешивается с эротическим. «Саван», конечно, не «Преступления будущего», но тоже отчасти боди-хоррор: во снах Карша Дайан Крюгер появляется в неглиже, однако внимание от ее прекрасных форм отвлекают увечья – из-за прогрессирующего рака Бекка сталкивается с ампутациями, а ее кости становятся хрупкими, точно фарфор. Вдобавок однажды и сам Карш решает примерить саван, и на мониторе тут же высвечивается, как за считанные секунды разлагается его тело. В остальном фильм элегантно эстетичен: из идеальной прически Касселя не выбивается ни один волосок, в интерьерах доминирует спокойная роскошь, камера Дугласа Коха (он же работал на «Преступлениях будущего» и «Гуманном методе» Кейтлин Кроненберг) деликатно фиксирует красивые лица. Одно из них принадлежит Сандрин Холт, чья слепая героиня, жена умирающего венгерского магната, закручивает с Каршем интрижку.
В их общих сценах бизнесмен, помешанный на технологиях и даже живой секретарше предпочитающий AI-аватар, пробуждает в себе позабытую страсть, а холодные кости «Савана» обрастают плотью. В том числе – плотью Крюгер еще в одной роли, сестры Бекки, которая тоже спит с Каршем (ох уж этот Кассель). Но все же в столкновении биологического с виртуальным, привычном для Кроненберга, больше нематериального, экзистенциального, включая нетривиальные размышления о реакции зубов на эмоции, именуемой зубной скорбью. Возможно, «Савану» не помешало бы и вовсе развиться в бессюжетную притчу, однако надгробия все-таки кто-то повредил, что запускает псевдодетективную линию с расследованием злодеяния. Псевдо – поскольку распространяться об инциденте Карш не желает, чтобы репутацией не рисковать, и вообще не копается в подробностях лично, поручая это дело спецу по цифровой безопасности – свояку Мори. Того играет Гай Пирс, чья карьера благодаря «Бруталисту» резко воспарила от неказистых боевичков к оскаровской номинации, но здесь мужчина выставлен на посмешище.
Мори – типичный параноик в шапочке из фольги, который поначалу честно выслеживает хакеров, но постепенно тонет в несусветных теориях заговора. Трудно сдержать смешки в диких эпизодах, где Пирс с выпученными глазами взваливает вину за кладбищенский вандализм то на китайцев, то на наших с вами соотечественников, хотя, может, во всем виноваты энвайронменталисты или онкологи (а ну как те самые наросты – устройства слежения?). Этот кринж, конечно, намеренный, но траурной философской драме он не идет – примерно так же многих выбила из колеи концовка «28 лет спустя», где мрачный постапокалипсис внезапно взорвался абсурдно разнузданной рукопашкой с вайбами Гая Ричи. Причем нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что Мори все выдумал: Кроненберг не утруждает себя четкими ответами, а лишь показывает, в каком направлении можно двинуться на их поиски. Чтобы вскоре заплутать в тумане недосказанности.
Его персонажи нередко теряли связь с реальностью – что Макс из «Видеодрома», что Тед из «Экзистенции», что Деннис из «Паука», не говоря о Билле Ли из «Голого завтрака», который, как завещано расколотым нарративом У.С. Берроуза, растворился в делирии. Вслед за ними и Карш перестает различать, где действительность перетекает в фантазии, а финал, в каком бы мире герой в итоге ни оказался, обманчиво обнадеживает тем, что делец более не одинок. Правда ли он победил неприкаянность, сблизившись с женщиной, или эта неприкаянность в разы окрепла из-за того, что он обречен видеть в очередной пассии черты искалеченной, погибшей, истлевшей любви? Каждый решит по-своему. Если одни с раздражением отмахнутся от «Савана» как абстрактных хроник душевного расстройства, то другие, вероятно, смогут разглядеть в герое Касселя соулмэйта, ибо и его смятение, и горькая меланхолия самого фильма кажутся чуть ли не единственными надежными спутниками в наш век катастроф. Но в любом случае все без исключения согласятся с тем, что AI не следует доверять.
На этой неделе стартовал Венецианский кинофестиваль, по традиции радующий охапкой ярких премьер. Особенно интригует «Франкенштейн» Гильермо дель Торо, проект мечты…
Сериал «Трудно быть богом» обрел главного героя – Антона Румату Эсторского сыграет сербский актер Александaр Радойичич. Он известен по фильмам…
Определять лучших – задача очень непростая. Особенно сейчас, когда отечественный кинематограф переживает очередной период расцвета. Ко Дню российского кино «КиноРепортер»…
Неутомимые романтики, настало наше время! Сегодня по всему миру отмечается не слишком затейливый, но уж очень милый праздник, что зовется…
В этом году ММНК началась с деловой программы на площадке кинозавода «Москино». Первым на сессии «Москва – город кино» выступил…
23 августа по всей России и за рубежом прошла уже 10-я акция «Ночь кино». В этом году рекордные показы состоялись…