Кино

«Финикийская схема»: Мнение Уэса Андерсона о геополитической ситуации в форме шпионского боевика

Эксцентричный магнат после очередного покушения на свою жизнь приглашает в гости родную (или нет) дочь, которую не видел много лет и которая готовится к постригу в монахини. После краткого приветствия он объявляет о намерении сделать ее единственной наследницей завидного состояния. И это состояние в краткосрочной перспективе должно еще приумножиться вследствие осуществления хитрого плана по организации транснационального предприятия. Однако из-за происков злобного правительства план оказывается под угрозой срыва, и отец с дочерью (а также примкнувший к ним репетитор-энтомолог) отправляются навестить по очереди нескольких других магнатов, вовлеченных в грандиозный проект, чтобы уговорить их покрыть образовавшуюся брешь в финансировании.

Уэс Андерсон в последнем своем фильме «Финикийская схема» снова себе не изменил. В нем, как обычно, задействованы распрекрасные артисты в оптовых количествах, причем некоторых вы даже не заметите, если невпопад моргнете (Билла Мюррея или Уиллема Дефо, например). Все они стратегически размещены в размеченных по линеечке, причудливо декорированных пространствах и переговариваются между собой лаконичными остроумными репликами, явно претендующими на афористичность. Вроде: «Это не шпионаж, если ты родитель. Это воспитание». Но вместе с тем «Финикийская схема» относится к разряду шпионских боевиков, что для Уэса Андерсена уже довольно нетипично и тем в его обширной фильмографии выделяется.

То есть в какой-то мере «Финикийская схема» все-таки представляет собой семейную драму с неоднозначной фигурой отца по центру, что как раз вполне в духе Уэса Андерсона. И все же по форме это в первую очередь именно шпионский боевик. С прямолинейным, но витиевато изложенным сюжетом, а также со стрельбой, взрывами, крушениями самолетов, ручными гранатами, финальным поединком с коварным злодеем (Бенедикт Камбербатч, выглядящий как помесь Брежнева с каким-нибудь ветхозаветным персонажем) и, собственно, шпионами. Но все это, конечно, обставлено не как в обычных шпионских боевиках. А как в фильмах Уэса Андерсона. Экстравагантно и притом сдержанно, элегантно, без лишних телодвижений, зато со всякими затейливыми финтифлюшками. Такими, как видения горнего мира, решенные в черно-белой гамме.

Нетипичность формы в сочетании с относительной типичностью всего остального и вкупе с общей расслабляющей увлекательностью повествования, опять-таки контрастирующей с нарочито путаной манерой подачи (примерно как в этом предложении), из-за которой повествование разбивается на отдельные сценки и благодаря изобилию шуток порой напоминает более чопорную и вычурную версию «Монти Пайтона», – вот это вот все, короче, изрядно отвлекает от непосредственно содержания. Настолько, что становится очень легко упустить, о чем конкретно фильм. И многие, кажется, действительно это упускают. А ведь оно не то чтобы где-то между строк запрятано. На поверхности себе спокойно лежит, недвусмысленно намекая, что «Финикийская схема» – вовсе не шпионский боевик в первую очередь, как кажется на первый взгляд, а злободневная сатира.

Фильм-то на самом деле – о том, как капиталист-индивидуалист в сговоре с другими капиталистами проворачивает ни много ни мало перестройку всей глобальной экономики, а правительство США изо всех сил ему противостоит. И в этой масштабной геополитической игре замешаны среди прочих Рейган в исполнении Брайана Крэнстона и сильно смахивающий на Че Гевару персонаж Ричарда Айоади. А действие между тем разворачивается в 1950-е, когда как раз происходило активное устаканивание так называемого мирового порядка, основанного на правилах, который прямо сейчас терпит крах. Разумеется, Уэс Андерсон слишком воспитанный, чтобы показывать на кого-то пальцем (или слишком боится кого-то обидеть, чтобы назвать вещи своими именами), но в целом все намеки довольно прозрачны.

Разрешение назревшего и кое-где уже лопающегося, забрызгивая все вокруг ядовитым гноем, конфликта между капитализмом и правительствами в «Финикийской схеме» предлагается исключительно прекраснодушное и по-леопольдовски наивное. В формате примирительного выступления за все хорошее (даешь альтруизм и малый бизнес) и против всего плохого. С другой стороны, а чего еще вы хотите от Уэса Андерсона, известного прежде всего как лидер мирового кинопроизводства миленьких красивых картинок для манерных эстетов? Хотя, справедливости ради, ничего более дельного, рационального и реалистичного все равно больше никто до сих пор не предложил. Так что не такой уж плохой вариант. Осталось только кому-то из детей Илона Маска уговорить его все бросить и открыть маленький семейный ресторанчик. Тогда точно заживем.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Часы «Ежик Слава»: Как не потеряться в тумане

В феврале 2025 года исполнилось 50 лет со дня выхода легендарного мультфильма «Ежик в тумане», который по-прежнему любят зрители всех возрастов.…

5 часов назад

Московская международная неделя кино пройдет в столице во второй раз

В этом году во второй раз пройдет Московская международная неделя кино с 23 по 27 августа. В событии примут участие…

8 часов назад

«Рецепт счастья»: Каннское антре о кризисе в отношениях

«Рецепт счастья» Амели Боннен в этом году открывал Каннский кинофестиваль. В центре истории – Сесиль, талантливая шеф-повар из Парижа, которая…

8 часов назад

«Счастливчик Гилмор 2»: Пытка дешевой ностальгией и убогими шутками

Когда-то Хэппи Гилмор (Адам Сэндлер) был рабочим, уборщиком, охранником, заправщиком и сантехником. Ну и хоккеистом вдобавок. Потом из хоккеистов он…

14 часов назад

Секс, инопланетяне и рок: За что мы любим Дэвида Духовны

Он заставил нас поверить в инопланетян и помог приобщиться к творчеству Чарльза Буковски. Исследовал тему физической близости и сам чуть…

1 день назад

«Российская креативная неделя» состоится в сентябре

В этом году «Российская креативная неделя» (РКН) пройдет в Москве с 25 по 27 сентября в Национальном центре «Россия». Три…

1 день назад