12 октября состоится релиз самого ожидаемого хоррора осени: на Netflix выйдет мини-сериал «Падение дома Ашеров». Одноименный рассказ Эдгара Аллана По перенес на экран Майк Флэнаган – живой классик жанра ужасов. Если его «Призрак дома на холме» до сих пор не дает вам спокойно спать по ночам, а творения По для вас не пустой звук, рекомендуем скорее ознакомиться с нашим материалом, объясняющим, почему упомянутый проект ни в коем случае нельзя пропускать.
«Весь этот нескончаемый пасмурный день, в глухой осенней тишине, под низко нависшим хмурым небом, я одиноко ехал верхом по безотрадным, неприветливым местам – и наконец, когда уже смеркалось, передо мною предстал сумрачный дом Ашеров». На такой позитивной ноте начинается рассказ о том, как страдающий физическими и психическими недугами Родерик Ашер, представитель известного древнего рода, попросил своего друга детства (он же рассказчик) прикатить к нему в поместье и поддержать. Довлеет над ним, понимаете, семейное проклятие, в особняке якобы таинственные силы обитают, и он скоро с катушек слетит.
Такова завязка «Падения дома Ашеров». Опубликованный в 1839 году, со временем рассказ стал одной из визитных карточек Эдгара По (наряду с «Вороном», «Золотым жуком», «Маской красной смерти» и «Убийствами на улице Морг»), хотя в момент выхода многие его не жаловали. Автор, дескать, погряз в самоповторах и слишком словесными изысками увлекся.
Как бы то ни было, благодаря кинематографу произведение постепенно «завирусилось». Первая (немая) экранизация родилась во Франции в 1928 году, а за ней последовало еще десятка два кинолент. Включая опус Роджера Кормана с Винсентом Прайсом в роли Родерика Ашера, короткометражку чешского сюрреалиста Яна Шванкмайера и анимацию с Кристофером Ли на озвучке.
Новая версия рассказа должна стать исчерпывающей, поскольку дом Ашеров впервые пойдет в сериальном формате. Майк Флэнаган превратил Родерика в главу фармацевтической компании и окружил загадочно умирающими членами семьи. Сразу отвечаем тем, кто удивляется, почему лаконичный рассказик внезапно вырос в восьмичасового гиганта: Флэнаган не просто экранизировал «Падение дома Ашеров», а разбавил сюжет деталями из других произведений По, создав своеобразный трибьют the best of. Поэтому каждый может устроить себе тест на знание шедевров классика, которые предварительно было бы неплохо перечитать.
Стриминг Netflix определенно переживает не лучшие времена. Его боевики с астрономическими бюджетами можно разве что как снотворное использовать. Флагманские проекты вроде «Разочарования» и «Сексуального просвещения» закрываются один за другим. А тут еще и главный хоррормастер Майк Флэнаган к конкурентам переметнулся: его следующим творением станет экранизация «Темной башни» Стивена Кинга под крылом Amazon. С одной стороны, стоит порадоваться за мужчину, перед которым распахиваются новые горизонты. С другой – важная часть истории современного хоррора подходит к концу.
Ведь именно на Netflix Флэнаган выпустил свои крупнейшие хиты, будь то «Призрак дома на холме» или «Полуночная месса». После того как Netflix добавил в свою библиотеку его дебют «Отсутствие», Флэнаган смог приступить к съемкам «Окулуса», ставшего для него путевкой в жизнь. Впоследствии «Сомния», «Тишина», «Игра Джералда» тоже вышли на Netflix. Флэнаган же превратился в топового режиссера, сценариста, продюсера и шоураннера с огромной фан-базой, а очередной его проект априори становится ожидаемым и обсуждаемым событием.
Сейчас есть все основания полагать, что напоследок Майк выложился по максимуму и заготовил для поклонников по-настоящему достойный подарок. Объективно говоря, не всякий сериал или фильм ему удавался. За мощнейшим «Призраком дома на холме» последовал неоднозначный «Доктор Сон» и провальные «Призраки усадьбы Блай». А после атмосферной и вполне заслуживающей пересмотра «Полуночной мессы» вышел занятный, но одноразовый (и уже закрытый) «Клуб полуночников». Зато теперь пробил час громко хлопнуть дверью: нагнетать готическую жуть Флэнаган способен как никто другой. А лучшего материала, чем страшилки По, и пожелать нельзя.
В актерском составе «Падения дома Ашеров» нет суперзвезд уровня Брэда Питта или Тома Круза. Но Флэнаган всегда славился тем, что с любовью подбирал артистов, поэтому в одном можно точно быть уверенным: каждый здесь – на своем месте. Во главе, конечно, талисманы Майка – его жена Кейт Сигел, Генри Томас и Аннабет Гиш. Все они появлялись минимум в трех проектах Флэнагана, а Зак Гилфорд исполнял ведущую роль (загадочного священника) в «Полуночной мессе». На экране воссоединяется и сладкая парочка из «Игры Джералда»: Брюс Гринвуд заделался Родериком Ашером, а красотка Карла Гуджино, еще одна любимая звездочка Флэнагана, сыграла меняющего обличье демона Верну.
Среди других приятных открытий – Марк Хэмилл в роли адвоката Ашеров, двукратная оскаровская номинантка Мэри МакДоннелл в образе сестры-близнеца Родерика и симпатяжка Уилла Фицджеральд («Джек Ричер») в качестве ее молодой версии. По сюжету, компания, которой владеет Ашер-старший, запятнала себя грязными делишками. Они с сестрицей выстроили империю на костях коррупции и обмана. Но прегрешения прошлого настигнут героев, и наследникам Ашера придется нести ответственность за папашины злодеяния. Вдобавок под семейку копает следователь Огюст Дюпен (Карл Ламбли), который, между прочим, считается первым литературным сыщиком – его рождение состоялось в рассказе «Убийство на улице Морг», опубликованном в 1841 году.
Вклад Флэнагана в развитие хоррора не ограничивается тем, что он просто снимает захватывающие ужастики, способные даже прожженных зрителей погладить против шерстки. Попутно Майк деконструирует жанр, не только пугая смачными скримерами, но и рассуждая о важных философских вещах: природе зла, детских травмах, смерти, религии, превратностях веры. Поэтому тот же «Призрак дома на холме» вылился не в обычную экранизацию одноименного романа Ширли Джексон, как фильм Роберта Уайза 1963 года, а в сложное многослойное произведение, где расцвел букет всевозможных тем и проблем.
Что-то подобное, очевидно, подстерегает публику и в «Падении дома Ашеров». В отличие от предшественников, Флэнаган явно сконцентрируется не столько на конкретных жутиках, сколько на тонких психологических материях, что должно вывести сериал на качественно иной уровень драматургии. А еще, по собственному признанию Майка, он здорово отличается от всего, чем тот занимался раньше:
«Настоящее безумие, – заявляет Флэнаган. – Люблю описывать свои ощущения следующим образом: если «Призрак дома на холме» напоминает струнный квартет, а «Призраки усадьбы Блай» смахивают на нежную пьесу для фортепиано, то «Падение дома Ашеров» – чистый хеви-метал. Рок-н-ролл».
Майк добавил, что его новое творение, «дикое, мрачное, кровавое, агрессивное, страшное и страшно веселое», предельно близко к джалло. Тому самому поджанру хоррора, который прославился в 1960–1970-е благодаря Марио Баве, Дарио Ардженто и прочим умельцам. Отличительные черты – обилие красивых (часто обнаженных) женщин, реки бутафорской крови, пронзительная музыка и общая чрезмерность цвета, эстетики, выкрученного на максимум насилия, что мало-помалу превратилось в востребованный художественный прием. И Брайан Де Пальма его на вооружение брал, и Уэс Крэйвен, и даже маэстро Альфред Хичкок. Теперь вот и до Флэнагана очередь дошла.
Именно джалло-составляющая «Падения дома Ашеров» напоминает, что при мудреных психологических вывертах сериал способен стать превосходным развлечением для дождливых осенних вечеров. Когда хочется запереться от внешнего мира в уютной квартире и мысленно перенестись в обветшалый древний особняк, за стенами которого скрываются зловещие тайны. Эта локация, поднадоевшая, казалось бы, с точки зрения жанровых штампов, в руках Флэнагана превращается в идеальное место действия: в условиях изоляции многие его герои существовали, выживали, сталкивались с необъяснимым.
Населенное духами поместье Хилл-Хаус в «Призраке дома на холме». Община на уединенном острове в «Полуночной мессе». Хоспис в «Клубе полуночников». Дом Ашеров, где «самый воздух полон скорби». В подобной атмосфере человеческие страсти обостряются до предела, эмоции выходят из-под контроля, дремлющие в подсознании монстры вырываются из клеток. В оригинальном рассказе-то монстров как таковых не было, но в сериале, судя по трейлеру, нехватки в них не наблюдается: парадом командует демоническая Карла Гуджино, а под ее тлетворным влиянием и другие темные существа выползают из сумрака.
В отличие от тех же «Полуночной мессы» и «Клуба полуночников», страдавших порой чрезмерной болтливостью и дефицитом экшена, «Падение» (Майк, верим!) предлагает своим персонажам более насыщенное времяпрепровождение. Куда входят напряженные юридические тяжбы, еще более напряженные семейные посиделки, разборки с потусторонними силами и посещение пугающих вечеринок, на которых маячат фигуры в черепообразных масках. Надеемся, в общем, что Флэнаган не подведет и не позволит водам забвения сомкнуться вокруг своего сериала, подобно тому, как они «безмолвно и угрюмо сомкнулись над обломками дома Ашеров».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…