Двухлетний путь «Великого диктатора» от первого черновика сценария, писавшегося в тайне, до широкого экрана не был безоблачным. А начиналось все так: во время своего пребывания в Нью-Йорке Чарли Чаплин посетил Музей современного искусства, где показывали нацистский пропагандистский фильм «Триумф воли». Как вспоминал режиссер Луис Бунюэль, Чарли громко смеялся над фильмом в отличие от других зрителей. Тогда его и посетила мысль сделать картину, которая бы высмеяла Адольфа Гитлера и его напускное величие.
Чаплин начал работу над сценарием в 1938 году. Однако в тот момент и родная для артиста Великобритания, и США придерживались политики умиротворения по отношению к Гитлеру и нацистской Германии. Коллеги Чаплина из United Artists подчеркивали, что его сатира падет жертвой цензуры.
«Я начал получать тревожные сообщения от United Artists. Им сообщили… что у меня могут возникнуть проблемы с цензурой. Кроме того, английское отделение было очень обеспокоено антигитлеровским фильмом и сомневалось, можно ли его показывать в Великобритании. Еще более тревожные письма приходили из нью-йоркского отделения, где меня умоляли не снимать фильм, заявляя, что он никогда не будет показан в Англии или Америке», – писал Чаплин в своей автобиографии.
Однако в 1939 году Великобритания отказались от политики умиротворения. И 9 сентября, через восемь дней после того, как премьер-министр Чемберлен объявил, что «эта страна находится в состоянии войны с Германией», а мир вступил во Вторую мировую войну, начались съемки первого полностью звукового фильма Чаплина. Как и предпроизводственный процесс, сами съемки, полностью оплаченные режиссером из своего кармана, проходили в обстановке строжайшей секретности.
На студии в Голливуде Чарли возвел декорации гетто, в котором и происходила значительная часть действия сатирического фильма. Здесь режиссер демонстрировал трагикомическое зрелище, которое поневоле вызывает смех над порой страшными вещами. С помощью юмористических ситуаций Чаплину удалось показать жестокость нацистов. Например, сцена, где главный герой, потерявший память цирюльник, спасается бегством от солдат, которые все же ловят его, а затем пытаются повесить на ближайшем столбе. Актер умело обыграл происходящее в комедийном ключе, но жуткое послевкусие после эпизода все равно давало о себе знать.
Диктатор в фильме, по иронии судьбы похожий на цирюльника, как брат-близнец, получил имя Аденоид Хинкель. И в его дворце комедия становится более легкой и фарсовой. Чаплин концентрируется на тщеславии, глупости и ребячестве персонажа. В одной сцене режиссер, например, показывает, что у огромного картотечного шкафа диктатора нет ящиков, а вместо них – несколько скрытых зеркал. Когда Напалони (пародия на Муссолини) приезжает с государственным визитом из соседней страны Бактерия, двое диктаторов соревнуются, кто сядет повыше во время бритья и кто займет более выгодную позицию во время фотографирования.
Вся чаплиновская суть заключалась в том, что Хинкель – не блестящий стратег и не могучий лидер. Он представляет собой всего лишь неуверенного в себе шута, который одержим собственным общественным имиджем, издевается над своими секретарями, наслаждается роскошью экстравагантных покоев и меняет политические решения, чтобы продлить себе пребывание у власти. А еще он общается на тарабарщине, питает слабость к излишней театральщине и производит невероятный отталкивающий эффект непомерным высокомерием.
«Для меня самое смешное на свете – это высмеивать самозванцев. Трудно найти большего самозванца, чем Гитлер», – отмечал Чаплин.
Таким же образом Чаплин высмеял и окружение Хинкеля. Его ближайшие соратники – Гарбич (пародия на Геббельса, имя по-английски означает «мусор») и Херринг (пародия на Геринга, имя означает «селедка»). Последний в одной из сцен получает от Хинкеля столько медалей, что ему приходится поворачиваться боком, чтобы найти место для новой.
Чаплин изучал и фотографии из нацисткой Германии. Одна из них привлекла его внимание больше остальных – снимок кабинета Гитлера, на котором режиссер обратил внимание на предмет, давший ему идею. На самом деле оригинальная задумка появилась еще в 1928-м, когда Чарли заснял забавную сценку у себя дома в образе Орфея. Режиссер развил идею, оказавшуюся весьма уместной для образа Хинкеля, еще дальше. В итоге в фильме оказалась культовая сцена, в которой мечтающий о мировом господстве диктатор танцует и жонглирует воздушным шаром в виде глобуса, пока тот не лопается.
Оригинальная концовка «Великого диктатора» показывала солдат Томэнии (пародия на Германию), бросающих оружие и братающихся друг с другом, кружась в танце. Сотни актеров и техников, бесчисленные репетиции сцены, пересъемки, привычное недовольство Чаплина, ищущего идеальную версию. Но сцене постоянно чего-то не доставало. Режиссер отложил съемки финала и вернулся к нему только в самом конце производства, когда нашел решение.
Концовка фокусируется на речи, произносимой не диктатором или цирюльником, а самим Чарли Чаплином. Причем после нападения нацистов на Францию режиссер переписал текст, добавив в него призывы к миру и здравому смыслу, мольбы о свободе. По злой иронии судьбы, Чаплин приступил к съемкам финальной речи на 459-й день производства, в тот самый момент, когда Гитлер вошел в Париж.
Однако, даже несмотря на готовность материала, идеалист Чаплин продолжал поиски совершенства. Он вновь обратился к излюбленным пересъемкам и ради этого даже заново отстроил на студии еврейское гетто. Шли дни, недели, месяцы. Наконец, спустя 559 дней Чарли завершил работу над фильмом: никаких больше съемок, никакого монтажа, никакого дублирования. Чаплин был готов представить «Великого диктатора» всему миру.
Премьера состоялась 15 октября 1940 года и прошла сразу в двух бродвейских театрах. Залы буквально ломились от зрителей, в числе которых было и много знаменитостей. Настолько много, что спустя некоторое время в прессе появилась забавная мультяшная зарисовка с перечислением всех 102 звезд, увидевших фильм Чаплина. А сам скетч сопровождался надписью: «Самая большая премьера со времен «Унесенных ветром».
Публика рукоплескала Чаплину. Как позже описали атмосферу в зале, «все происходило как будто добрейший ангел спустился на землю противостоять злу». Хотя на тот момент некоторые критики и зрители назвали финальную речь Чаплина слащавой, слезливой и выбивающейся из повествования, со временем она приобрела более широкий резонанс и большую силу. А сам «Великий диктатор» оказался самым коммерчески успешным фильмом Чаплина. Картину номинировали на «Оскар» в пяти номинациях, но в тот год режиссер остался без статуэток.
Фильм способствовал бурному обсуждению и осуждению диктаторства, нацизма, фашизма и антисемитизма. Особенно в США, которые на момент выхода картины все еще сохраняли нейтралитет с Германией. Под критику попал и сам режиссер, которого обвиняли в принижении зверств нацистов. Несмотря на то, что у ленты был другой посыл, спустя четверть века Чаплин признал, что вряд ли бы снял фильм, если бы тогда ему была доступна полная картина кошмарного безумия Гитлера и его последователей.
«Если бы я знал все ужасы немецких концлагерей, я бы не смог снять «Великого диктатора». Я бы не смог высмеять безумие нацистов», – отметил Чаплин в своей автобиографии.
В Зарядье прошла торжественная церемония награждения пятой Российской национальной премии в сфере креативных индустрий. В номинации «Импульс воздействия» победу одержал…
1943 год. Полыхает Вторая мировая, а в элитном ресторане в Нью-Йорке яблоку негде упасть. Только что прогремела премьера мюзикла «Оклахома!»,…
Рассказываем о самых ярких новинках, которые можно будет увидеть на широких экранах перед Новым годом. «Шальная императрица» Три подружки смеха…
На Малой сцене МХТ имени Чехова свою вторую режиссерскую работу представил Сергей Волков. Первая, тоже по Достоевскому, случилась двенадцать…
На ТВ и онлайн-платформах стартует зимний сезон. Какие новинки малых экранов заслуживают вашего внимания – в гиде «КиноРепортера» по самым…
Крупный специалист в области производства бумаги теряет высокооплачиваемую должность вследствие сокращения на заводе, где он верой и правдой служил много…