Рецензии

Терпение, жалость и всепрощение: Рецензия на фильм «Однажды в Трубчевске»

Он работает дальнобойщиком и регулярно совершает рейсы в Москву. Она вяжет и результаты своих трудов отвозит в Ростов на продажу. Живут их семьи в соседних домах, однако их супруги даже не догадываются, что совпадение графиков поездок вовсе не случайны. Женщина берет билет до Ростова, но выходит из автобуса за городом и подсаживается в фуру к соседу.

Эти поездки для обоих — единственный шанс побыть вместе: такая вот странная и неловкая измена, которая длится не первый год. Но дорожный уют разрушает мелочь — обнаруженный в машине вязаный шарф выдает обоих с головой…

Мировая премьера такого фильма в Каннах кажется чем-то невероятно органичным: придумать более русскую историю трудно, и чтобы показать Западу неизвестную страну во всей красе, пожалуй, достаточно одной только этой картины.

Лариса Садилова, по собственному признанию, в Трубчевск влюблена: это уже третья ее работа, снятая там, — спасибо яркой природе и видам города, будто бы провалившегося в безвременье. При этом у ленты нет ни намека на «чернуху»: пасторальные пейзажи подаются с любовью и умилением, а его герои вызывают сочувствие (несмотря на адюльтер).

Вообще, «Однажды в Трубчевске» снят словно не сегодня, а лет 30 назад: попадающие в кадр артефакты нашего времени, будь то мобильные телефоны или современные автомобили, лишь сильнее подчеркивают этот практически советский быт, присущий идиллической провинции.

В ту же копилку падают и просторечные диалоги: «Забор красишь? — Крашу. — Ну крась, крась…», временами снятые с документальной точностью. И если костяк сюжета играют настоящие актеры, то почти все второстепенные персонажи воплощены местными жителями. В таких условиях нет нужды что-то создавать специально — остается только фиксировать и правильно расставлять акценты.

Правда, из-за этой документальности у фильма временами возникают и трудности: в художественное полотно врывается реальность, и две его половины хоть и вяжутся друг с другом, но выглядят несколько по-разному. Возможно, виной тому не только отсутствие профессиональной актерской игры, но и разные операторы: большая часть картины снята Анатолием Петригой, но за документальные пассажи отвечала Ирина Уральская. Лента, конечно, от этого не разваливается, но разницу между импровизационными и постановочными сценами видно невооруженным глазом.

Нарочито неспешное повествование «Однажды в Трубчевске» навязано самой провинциальной жизнью. Его будничные детали вроде ругани отца на выпивающих подростков или пространный и сбивчивый монолог старушки про партизан создают плотную фактуру, на фоне которой несколько теряется основной сюжет картины. И в этом тоже есть своя прелесть: тихую заводь трудно расшевелить даже громким событием, да и с самого начала зрителям ясно — все неизбежно вернется на круги своя.

Так в итоге и происходит. Финальным аккордом идет празднование годовщины освобождения Трубчевска от немецко-фашистских захватчиков. И событие это изящно и логично рифмуется с основным конфликтом фильма: отношения ведь тоже своего рода война, и победа общепринятого быта четко увязывается со знакомым и понятным каждому празднованием победы военной. Традиционный семейный уклад победил.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Орудия»: Амбициозный жанровый аттракцион, не способный взмыть ввысь

Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…

3 часа назад

На краю света: Фильмы о смельчаках, бросивших вызов стихии

Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…

17 часов назад

Выручка российских онлайн-кинотеатров выросла на 45%

Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…

23 часа назад

Новый «Царь горы»: Анимационный ситком для старых

Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…

1 день назад

«Голый пистолет»: Лиам Нисон и Памела Андерсон не извиняются за шутки

Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…

2 дня назад

Константин Хабенский сыграет Мольера в спектакле «Кабала святош»

Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…

2 дня назад