Сериал «Тень и кость» основан на серии одноименных романов Ли Бардуго. Писательница вдохновлялась историей Российской империи, что проявляется не только в сюжете, но и в мелочах вроде элементов одежды или интерьеров, а также имен и фамилий, между которыми не делается особой разницы. Так, например, друзей героев зовут Михаил и Дубров, а герой Бена Барнса генерал Кириган обращается к царю и царице на довольно чистом русском.
Основное действие разворачивается в стране Равке, разрезанной надвое Каньоном – буквальным воплощением тьмы – и из-за этого стоящей на пороге гражданской войны. Помимо географического противопоставления, есть классовое: в мире простых смертных существуют гриши (да, это отсылка к Распутину), которых боятся за привилегированное положение и ненавидят за магические способности.
Если этого было мало, все в принципе враждебно относятся друг к другу, чужаков не любят, никакой ассимиляции культур нет, а у соседей зачастую еще более жестокие законы. При этом криминал поставлен на поток, а рабство процветает. В общем, Равка – явно не то место, где вам бы хотелось оказаться. Но именно здесь вынуждена выживать картограф Алина Старкова, обнаружившая в себе невероятную силу, способную уничтожить Каньон и наконец принести в страну мир и спокойствие.
Казалось бы, перед нами очередная история про избранного, к тому же созданная из разных заимствований. Критики всерьез называли роман компиляцией из «Гарри Поттера», «Голодных игр» и фильмов про ограбления. Удивительно другое: из всех этих штампов и заимствований действительно рождается нечто самобытное.
«Тень и кость» не выглядит повторением пройденного, поскольку здесь слишком много экзотических элементов, а мир выписан на удивление объемно: складывается стойкое ощущение, что она не ограничивается тем, что показано на экране. Это обещание большего подкупает.
Шоураннеру Эрику Хайссереру удался сложный трюк – практически пошаговый перенос первого романа на экраны, сопряженный с сюжетной линией более поздних книг. Довольно рискованный шаг в итоге не только позволил раскрыть богатый на события и персонажей мир «Тени и кости», но и не дал шоу критично просесть по динамике. Несмотря на некоторую затянутость повествования (например, действие трех первых серий занимает три дня), такой темп помогает погрузиться в историю.
А заодно и создатели сводят несколько линий, раскрывая около десятка персонажей. Кто-то из них будет неотъемлемой частью истории, кого-то оставляют на будущее (и это может смутить), но подобная стратегия акцентирует внимание на внутренних ориентирах героев и их непростых взаимоотношениях.
Не обходится без ходов, вызывающих легкое недоумение. Почти весь первый сезон персонажи, которых старательно выводят на первый план, скорее пытаются освоиться в новых условиях, как и зрители, нежели активно действуют.
Максимально выигрышно на их фоне выглядит команда Каза – талантливого руководителя и великолепного вора, которому поручено похитить Алину и перевезти ее через Каньон. Его целеустремленность двигает сюжет вперед, пока остальные буксуют на месте – здесь как нигде необходимы ум, ловкость и умение идти на риск.
В «Тени и кости» хватает и слоев, и тем, которые могут отозваться в зрительских сердцах. При условии, что это подростковое фэнтези (герои, впрочем, чуть постарше, чем в книгах), не обходится без поиска своего пути и сильных чувств (любовный треугольник пунктирный, но для манипуляций и этого достаточно). Герои испытывают страх, ответственность и давление (причем как внутреннее, так и внешнее), а еще авторы наглядно дают понять, что великая сила может быть не только тяжким бременем, но и опасной ловушкой.
Для полноты картины – политические интриги, военные кампании и мифическо-религиозные мотивы, а для поддержания эмоционального градуса – сантименты. Проект не портит даже то, что свои душевные порывы персонажи облекают в длинные письма, которые до адресата не дойдут… Даже избитые приемы здесь работают более-менее исправно.
От сериала, наполненного буквальными метафорами, сложно было не ожидать ухода в символизм, но здесь он вполне уместно вписывается в происходящее. Похвалы заслуживают и актеры: например, до самого конца непонятно, стоит ли верить Киригану в исполнении Барнса (а отсылки к «Портрету Дориана Грея» и «Хроникам Нарнии» добавляют каплю неожиданного фансервиса).
Наконец, «Тень и кость» красиво снят: хороши и стилистика «царь-панка», и изобретательная игра со светом и тенью. Сценарий переключается между пышными приемами и борделями, сельскими тавернами и линиями фронта, и каждое из этих мест выглядит аутентично. Брутальность не зашкаливает, но реалистичность хорошо заземляет происходящее, переводя события мрачной сказки в более материальную плоскость.
Музыкальное сопровождение добавляет необходимой эпичности, сюжетные крючки успешно связывают все истории воедино, не превращая происходящее в череду роялей в кустах. Интригу создатели тоже держат прекрасно, забрасывая наперед сразу несколько наживок, так что финал у первого сезона многообещающий.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…