Самобытный проект с Беном Барнсом в роли темного мага.
Сериал «Тень и кость» основан на серии одноименных романов Ли Бардуго. Писательница вдохновлялась историей Российской империи, что проявляется не только в сюжете, но и в мелочах вроде элементов одежды или интерьеров, а также имен и фамилий, между которыми не делается особой разницы. Так, например, друзей героев зовут Михаил и Дубров, а герой Бена Барнса генерал Кириган обращается к царю и царице на довольно чистом русском.
Основное действие разворачивается в стране Равке, разрезанной надвое Каньоном – буквальным воплощением тьмы – и из-за этого стоящей на пороге гражданской войны. Помимо географического противопоставления, есть классовое: в мире простых смертных существуют гриши (да, это отсылка к Распутину), которых боятся за привилегированное положение и ненавидят за магические способности.
Если этого было мало, все в принципе враждебно относятся друг к другу, чужаков не любят, никакой ассимиляции культур нет, а у соседей зачастую еще более жестокие законы. При этом криминал поставлен на поток, а рабство процветает. В общем, Равка – явно не то место, где вам бы хотелось оказаться. Но именно здесь вынуждена выживать картограф Алина Старкова, обнаружившая в себе невероятную силу, способную уничтожить Каньон и наконец принести в страну мир и спокойствие.
Казалось бы, перед нами очередная история про избранного, к тому же созданная из разных заимствований. Критики всерьез называли роман компиляцией из «Гарри Поттера», «Голодных игр» и фильмов про ограбления. Удивительно другое: из всех этих штампов и заимствований действительно рождается нечто самобытное.
«Тень и кость» не выглядит повторением пройденного, поскольку здесь слишком много экзотических элементов, а мир выписан на удивление объемно: складывается стойкое ощущение, что она не ограничивается тем, что показано на экране. Это обещание большего подкупает.
Шоураннеру Эрику Хайссереру удался сложный трюк – практически пошаговый перенос первого романа на экраны, сопряженный с сюжетной линией более поздних книг. Довольно рискованный шаг в итоге не только позволил раскрыть богатый на события и персонажей мир «Тени и кости», но и не дал шоу критично просесть по динамике. Несмотря на некоторую затянутость повествования (например, действие трех первых серий занимает три дня), такой темп помогает погрузиться в историю.
А заодно и создатели сводят несколько линий, раскрывая около десятка персонажей. Кто-то из них будет неотъемлемой частью истории, кого-то оставляют на будущее (и это может смутить), но подобная стратегия акцентирует внимание на внутренних ориентирах героев и их непростых взаимоотношениях.
Не обходится без ходов, вызывающих легкое недоумение. Почти весь первый сезон персонажи, которых старательно выводят на первый план, скорее пытаются освоиться в новых условиях, как и зрители, нежели активно действуют.
Максимально выигрышно на их фоне выглядит команда Каза – талантливого руководителя и великолепного вора, которому поручено похитить Алину и перевезти ее через Каньон. Его целеустремленность двигает сюжет вперед, пока остальные буксуют на месте – здесь как нигде необходимы ум, ловкость и умение идти на риск.
В «Тени и кости» хватает и слоев, и тем, которые могут отозваться в зрительских сердцах. При условии, что это подростковое фэнтези (герои, впрочем, чуть постарше, чем в книгах), не обходится без поиска своего пути и сильных чувств (любовный треугольник пунктирный, но для манипуляций и этого достаточно). Герои испытывают страх, ответственность и давление (причем как внутреннее, так и внешнее), а еще авторы наглядно дают понять, что великая сила может быть не только тяжким бременем, но и опасной ловушкой.
Для полноты картины – политические интриги, военные кампании и мифическо-религиозные мотивы, а для поддержания эмоционального градуса – сантименты. Проект не портит даже то, что свои душевные порывы персонажи облекают в длинные письма, которые до адресата не дойдут… Даже избитые приемы здесь работают более-менее исправно.
От сериала, наполненного буквальными метафорами, сложно было не ожидать ухода в символизм, но здесь он вполне уместно вписывается в происходящее. Похвалы заслуживают и актеры: например, до самого конца непонятно, стоит ли верить Киригану в исполнении Барнса (а отсылки к «Портрету Дориана Грея» и «Хроникам Нарнии» добавляют каплю неожиданного фансервиса).
Наконец, «Тень и кость» красиво снят: хороши и стилистика «царь-панка», и изобретательная игра со светом и тенью. Сценарий переключается между пышными приемами и борделями, сельскими тавернами и линиями фронта, и каждое из этих мест выглядит аутентично. Брутальность не зашкаливает, но реалистичность хорошо заземляет происходящее, переводя события мрачной сказки в более материальную плоскость.
Музыкальное сопровождение добавляет необходимой эпичности, сюжетные крючки успешно связывают все истории воедино, не превращая происходящее в череду роялей в кустах. Интригу создатели тоже держат прекрасно, забрасывая наперед сразу несколько наживок, так что финал у первого сезона многообещающий.
Комментарии