Кино

«Тегеран-43»: История о международном терроризме

Шпионский боевик производства СССР, Швейцарии и Франции о несостоявшемся покушении на «большую тройку» – Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля – во время переговоров в Тегеране в 1943 году. В главных ролях – Игорь Костолевский, Наталья Белохвостикова и Ален Делон. Центральная песня «Вечная любовь», написанная и спетая Шарлем Азнавуром, – хит на все времена. Наконец, золотой приз XII ММКФ и 50 млн проданных билетов только в Советском Союзе…

Кажется, все, что связано с фильмом Александра Алова и Владимира Наумова «Тегеран-43», – легендарно. А главное, это невероятно актуальная и сегодня история о международном терроризме. Именно поэтому мы решили опубликовать первые страницы его литературного сценария.

Машина еще только приближалась к стоянке у отеля «Георг V», а из-под навеса уже бежал человек с зонтом, такой помятый, словно ночевал под мостом. И пока Легрэн и его секретарша, расплатившись с таксистом, шли к вертушке в дверях отеля, человек с зонтом, петляя вокруг них, что-то без умолку тараторил. Миновав вестибюль, они поднялись по лестнице и остановились перед холлом второго этажа. Там оживленно переговаривались репортеры вечерних парижских газет да гарсон, неслышно ступая, катил тележку, на которой позвякивали бокалы.

В дальнем углу холла кто-то дремал, прикрыв лицо шляпой. Они подошли к столу, и помятый человечек постучал ногтем по микрофону.

— Медам, месье! – начал он. – Позвольте представить вам господина Роже Легрэна. Он пригласил вас, чтобы сделать заявление для печати.

Защелкали крышки магнитофонов, зашуршали блокноты.

Легрэн откашлялся и, близоруко уткнувшись в текст, начал:

— Почти три с половиной десятилетия дело, о котором пойдет речь, было окутано туманом загадочности. Наконец, совсем недавно произошло событие, посулившее разгадку.

Легрэн читал, не поднимая глаз, словно его не интересовало, какое впечатление произведет его заявление.

— В нашу контору обратился некто Эрих Бехлер. Речь идет о посредничестве между ним, Эрихом Бехлером, и издательствами по поводу публикации рукописи его воспоминаний о покушении, одним из исполнителей которого он был. Кроме того, господин Бехлер поручил нашей конторе продажу с аукциона исторического документа, относящегося к этому покушению. И наконец, Эрих Бехлер рассчитывал на наше содействие в переговорах с телевизионными компаниями о приобретении у него прав на монопольную демонстрацию ранее неизвестных киноматериалов, которые, кстати сказать, тоже имели прямое касательство к покушению. В результате этих сделок господин Эрих Бехлер предполагал получить сумму в три миллиона долларов.

Один из репортеров протяжно свистнул, но Легрэн даже не глянул на него.

— Речь идет о покушении на Рузвельта, Сталина и Черчилля во время их тегеранской встречи в 1943 году. Имею честь, господа, сообщить через ваши газеты всем заинтересованным лицам, что наша юридическая контора приняла на себя ведение этого дела.

Посыпались вопросы:

— Эрих Бехлер – это его настоящее имя?

— Это псевдоним. Настоящее имя нам неизвестно.

— Где находится рукопись?

— И рукопись, и документ, и негатив – все отдано на хранение в банк.

— Вы уверены в достоверности документа?

— Экспертиза подтвердила подлинность подписи Гитлера. С заключением экспертов вы можете ознакомиться у моего секретаря мадемуазель Эраль.

Человек, дремавший в дальнем углу холла, пристально следил за происходящим из-под шляпы, надвинутой на глаза. А поток вопросов тем временем нарастал.

— Что вы предполагаете делать?

— Через неделю я встречаюсь в Нью-Йорке с представителями… издательств и телевизионных компаний, а еще через неделю состоится аукцион в Лондоне.

— Почему этот самый Эрих Бехлер не опубликовал свои мемуары раньше? Почему ждал тридцать пять лет?

Легрэн медлил с ответом.

— У меня нет полномочий отвечать на этот вопрос. Впрочем, можете спросить об этом у него самого.

Легрэн кивнул.

В то же мгновение из толпы корреспондентов быстро вышел коренастый, слегка обрюзгший человек в плаще и темных очках и встал у стола.

— Это и есть Эрих Бехлер. Можете задавать ему вопросы. Но только очень коротко – он спешит. Пожалуйста, господа.

— Почему вы раньше не обнародовали свои воспоминания? – спросил один.

— Человек, которому было поручено организовать эту акцию, – быстро сказал Эрих Бехлер, напряженно ощупывая глазами холл, – остался в живых. И поверьте мне, у него достаточно оснований опасаться, чтобы кто-нибудь не разболтал о его причастности к этому делу, кроме того, могу вас заверить, что шутки с этим человеком плохи. Поэтому я ждал, а сейчас он вышел из игры.

— Он умер?

— Он в тюрьме.

— За что?

Эрих не успел ответить. Раздался грохот, словно лопнула электрическая лампа, и пуля, просвистев у затылка Эриха Бехлера, выбила оконное стекло. В то же мгновение Бехлер выхватил короткий, тупорылый «бульдог» и, падая на пол, дважды выстрелил в темный угол гостиничного холла. Люди заметались, толкая друг друга и крича. Поднялась невообразимая суматоха. Наконец все стихло, и корреспонденты с изумлением и страхом стали оглядывать холл.

Эриха Бехлера нигде не было.

Внезапно мадемуазель Эраль схватила Леграна за локоть.

— Смотрите.

Все повернули голову в сторону человека, который дремал в кресле. Он все так же неподвижно сидел в своем углу, словно все, что здесь произошло, не имело к нему никакого отношения. В правой руке его был зажат пистолет, шляпа валялась на полу, а под глазом и над переносицей зияли два маленьких отверстия. Человек был мертв.

Шел дождь. У входа в отель «Георг V» теснилась толпа зевак, стояли машины скорой помощи и полиции. Инспектор Интерпола Фош поднял воротник и низко надвинул шляпу, с нее стекали струйки воды.

Из дверей отеля вынесли на носилках убитого. Он был накрыт простыней, которая тут же намокла от дождя и облепила мертвое тело. Все попытки служителя отеля прикрыть носилки зонтом ни к чему не привели.

Инспектор Фош остановил Легрэна.

— Господин Легрэн?

— Извините, мне некогда…

Фош молча показал документы.

— Неужели это так спешно? – раздраженно сказал Легрэн.
Фош улыбнулся.

— Видите ли, полицию все время обвиняют в том, что она всюду опаздывает…

— Вы намерены допрашивать меня здесь, под дождем?

— Мы сядем в вашу машину… если вы не против.
Ничего не ответив, Легрэн открыл дверцу. По стеклам машины хлестал дождь, но было видно, как носилки запихивали в санитарную машину.

— Не стану утомлять вас мелочами. Всего одна просьба…

— Я ее знаю. Вы хотите попросить меня, чтобы я устроил вам встречу с моим клиентом. Не так ли?

— Да. И я тоже знаю, что вы мне ответите. К сожалению, вы ответите, что адреса не знаете, что он сам находит вас, когда ему это необходимо, что…

— Вы очень догадливы для полицейского.

— Благодарю.

— Но самое смешное, что это сущая правда. Я действительно не знаю, как с ним связаться…

Фош устало улыбнулся.

— Нет, мсье Легрэн, самое смешное не это. Самое смешное, что я вам верю.

— Разговор окончен?

— До скорого, господин Легрэн.

— До свидания.

Французские газеты пестрели фотографиями убитого. Целая кипа их лежала на круглом столике в кафе на 14-м этаже гостиницы «Москва». Андрей Ильич Бородин откинулся в своем кресле. Он долго молчал, задумчиво разглядывая устремленные в небо пики кремлевских башен и сверкающие золотом луковицы соборов.

— Каково ваше впечатление? – спросил молодой человек. – Липа?

— Трудно сказать.

— Андрей Ильич, извините, что я побеспокоил вас, но наш институт весьма заинтересован этими газетными сообщениями. Мы знаем, что вы были участником тех далеких событий, и решили обратиться к вам. Я уполномочен сделать вам предложение: вылететь в Париж и Лондон в качестве эксперта с целью установить подлинность документов и киноматериалов.

Андрей Ильич несколько секунд молчал, затем сказал:

— Но я преподаю в университете. Вряд ли я…

— Вы возьмете отпуск. С ректором университета мы договоримся.

— Я подумаю, – сказал Андрей Ильич.

Самолет компании «Аэрофлот» Москва – Париж, сотрясаясь, прорвал вязкую вату облаков и нырнул в ледяную синеву.

Заклубились в салоне дымки сигарет, зашелестели газеты.

Андрей Ильич закрыл глаза. Лицо его было неподвижно.

Прошлое возвращалось. Сквозь громаду лет в памяти возникла полутемная лавка церковной утвари, затерявшаяся в закоулках тегеранского базара. Из тьмы медленно проступали лики богов. Божества, писанные красками, высеченные в камне, вырезанные из дерева. Божества разных стран, разных племен и народов. Божества нынешней и давно ушедших эпох: языческие, христианские, буддийские и великое множество иных. И среди них двое, мужчина и женщина. Андре и Мари. Лица людей и лики богов.

Говорила она:

— Такое бывает только в детстве. Один и тот же сон преследовал меня долгие годы. Простой, незамысловатый сон. Как-то отец показал мне игру. Она известна в разных странах мира и по-русски называется забавным словом «чехарда». Люди, чередуясь, прыгают один через другого. И все радуются, как дети, всем весело, и все хохочут. Вот эта-то игра мне и снилась. Но с одной особенностью… Я еще не знала тогда, что означает слово «бог». Мне ничего не было известно о его могуществе и величии, о власти над людьми, которая ему дана. Я не испытывала перед ним ни страха, ни восторга, ни душевного трепета, ни ощущения собственного ничтожества. Вокруг меня всегда были иконы и изваяния богов, и я играла с ними, как играют с куклами. Может быть, именно поэтому во сне, о котором я хочу рассказать, мы играли в чехарду с богами: мать, отец, я и они. Всем было ужасно весело, но в конце концов кто-то непременно падал, получалась куча, мы барахтались в ней все вместе и радовались одной радостью. Вот и весь сон. Просыпаясь утром, я иной раз не могла вспомнить, что мне снилось, но всегда испытывала почему-то радостное возбуждение.

Стюардесса коснулась плеча, Андрей Ильич вздрогнул и проснулся. Она попросила пристегнуть ремни и, неслышно ступая, ушла.

Самолет снижался. Под крылом плыла земля. Полоски дорог, разноцветные квадратики полей, кучки домиков – все выглядело игрушечным. Припав к запотевшему стеклу, Андрей Ильич смотрел вниз. Под ним в голубоватой дымке лежал Париж.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

2 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

18 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

19 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад