Владимир Вдовиченков показывает, как выглядит творческий кризис, пойманный между киноэкраном и театральной сценой.
В феврале на Новой сцене Театра Вахтангова состоялась премьера спектакля «Феллини. 8 ½» в постановке молодого режиссера Лейлы Абу-Аль-Кишек. Двухактная пьеса частично основана на биографии самого Федерико и на сюжете фильма «Восемь с половиной», но не следует за сценарием слово в слово. Наоборот: у постановки есть своя собственная форма, благодаря которой удается, наконец, побывать внутри главного фильма итальянского классика. И проводник в лице Владимира Вдовиченкова, который совместил черты вымышленного героя и переживания реального режиссера.
В центре сюжета – уставший от жизни, кино и самого себя режиссер Гвидо Ансельми. Он хочет снять свой самый главный фильм, но все идет не по плану: на отдыхе в санатории он зачем-то берется за сценарий, затем зовет к себе редактора, затем любовницу, затем жену… Не успевает оглянуться, как его уже окружили хищные репортеры, готовые разорвать за неудачную творческую попытку. Фильм повторяет его жизненные ошибки, правда теряется где-то по дороге между пробами и чужой постелью, а любовь оказывается самым непостижимым из всех искусств. А он-то, как и любой успешный режиссер, был уверен, что все искусства уже покорены.
Несмотря на то, что спектакль следует по сюжету за фильмом, он сильно меняет угол зрения для зрителя – и это его главное достоинство. По сути, это шанс оказаться внутри картины, а порой и внутри разума великого кинематографиста. Конечно, если человек не знаком с творчеством Федерико Феллини и его шедевром «Восемь с половиной», вникнуть будет сложнее. Зато обнуляются ожидания: это ведь нутро режиссерской жизни и творческих терзаний, в которое вдруг пускают без стука, настежь распахивая дверь. И как реагировать на увиденное и услышанное, решать будет сам зритель.
«Восемь с половиной» сложно переносить на сцену – и удивительно, что Лейле Абу-Аль-Кишек это удалось. По словам ее коллег, идею она вынашивала долго, почти 8 лет. Но нашла не только подходящую форму, но и понятный пластический язык, проработанный Евгенией Любашиной. Некоторые эпизоды вовсе напоминают цирковые номера (а Феллини был истовым поклонником цирка): мим играет на гармошке, периодически гаснет софит, сеньор Ансельми никак не может втиснуться в свой пиджак – то и дело промахивается и молча повторяет ритуал еще раз, другой, третий. Его пиджак появляется лишь на пять минут, но иллюстрирует состояние Гвидо от и до: это его жизнь, в которую он не помещается, потому что сшита она не по его меркам. Или он из нее уже вырос?
Этот физический дискомфорт Владимир Вдовиченков передает и залу. И вот уже личное становится общественным, и кажется, что вот-вот справа передадут микрофон, чтобы каждый зритель-критик задал режиссеру вопрос о его новом проекте. Вовлечение максимально, четвертой стены вообще нет, точнее амфитеатр с креслами и есть эта самая стена. Гвидо бы рад обратиться к кому-то по другую сторону, но там пусто. И приходится искать ответы внутри себя. Или – если все-таки попытаться быть честным с собой и близкими, – он найдет поддержку вовне. На это и надежда: любовь, которая еще теплится между Гвидо и его терпеливой женой Луизой (ее роль исполнила Анна Дубровская).
На самом деле, «Феллини. 8 ½» – очень красивая постановка: несмотря на цветовой минимализм, она кажется праздником, почти карнавалом ярких персонажей, которые то и дело вмешиваются в застопорившийся съемочный процесс. Трагикомичные эпизоды с пробами так и вовсе похожи на сон – намеренно чужеродные вставки с ощущением, будто подсматриваешь за частной жизнью через замочную скважину…
Костюмы художницы Дины Боровик выполнены в черном и белом цвете, не столько чтобы дать зрителю сосредоточиться на происходящем, сколько для сохранения кинематографичности. Да и в длительности – 2 часа 50 минут с одним антрактом, – спектакль не уступает фильму Феллини. И стоит он каждой своей секунды.
Если же говорить про звучание постановки, то оно максимально приближено к оригиналу. Конечно, музыку Нино Роты вы не услышите. Однако композитор Николай Шипулин сумел создать настолько органичное сопровождение для постановки, что в какой-то момент кажется, что весь зрительный зал – это часть фильма. Барабаны за сценой отбивают четкий маршевый ритм, а мелодия льется со всех сторон, заставляя ходить ходуном цирковую арену под названием «мир Гвидо Ансельми». Остается только надеяться, что за этим шумом он все-таки расслышит свой собственный голос.
Ближайшие показы спектакля состоятся 14 и 21 марта.
Комментарии