Театр

Театр имени Моссовета сообразил на троих

Из-за кулис неспешно прошаркала заспанная кухарка Кристина (Кристина Исайкина). Она нарезает салат и периодически что-то помешивает в кастрюле, на сковородке шкварчит мясо. Чуть позже на сцене появляется лакей Жан (Павел Усачев). Он снимает с себя ливрею, облачается в легкий комбинезон и умывается.

Кристина и Жан, всячески подчеркивая свои нежные отношения, садятся есть. На столе появляются бутылка вина и пиво. Но трапезу прерывает чем-то недовольная графская дочь – фрекен Жюли (Лилия Волкова)…

Сцена и кулисы здесь – очень условные понятия. Действие спектакля в постановке худрука Театра имени Моссовета Евгения Марчелли разворачивается на углу небольшого зала. Никакого возвышения – просто треугольное пространство метров в 30.

Актерам, в общем-то, больше и не надо: их всего трое, на условной сцене поначалу лишь небольшой стол с двумя стульями, умывальник и миниатюрная кухня – пятачок для готовки и газовая плитка. Позже все это заменяет двуспальная кровать. Никакого занавеса и задника, изображающего, скажем, окно.

Этот художественный аскетизм с лихвой компенсирует вовлечение зрителя в действие. Мало того, первый ряд начинается так близко, что, сделав неловкое движение, кто-то из актеров мог бы споткнуться об ноги зрителей. Артисты периодически ломают «четвертую стену».

Когда появляется Жюли, Жан вскакивает и просит одного из зрителей подержать его тарелку с едой, которая, кстати, самая настоящая. Позже, как бы в награду, Кристина предлагает ему бокал с вином. Наконец, Жюли бросает в зал вопрос, нет ли у кого-нибудь стика для «айкоса»… 

Все это забавно и работает в плюс, хотя избыточно. Зрители и так мгновенно погружаются в сюжет – просто в силу отсутствия дистанции с актерами. И тем больше спрос с последних.

Каждое слово, каждое движение, каждый взгляд не ускользают от внимания. Притом что персонажей разрывают противоречивые чувства и социальные условности. Жюли вообще существует на грани истерики.

Неоспоримое достоинство спектакля в том, что Марчелли не дал ему скатиться в пошлость – не пошел по модному сейчас пути, зарабатывая скандальную популярность.

Центр сюжета – связь графской дочери и лакея. Они занимаются сексом и большую часть спектакля проводят в кровати, что дает режиссеру возможность при желании сделать постановку порнографической. Что, возможно, превратило бы ее в хит. Однако сам акт показан полунамеком, а в кровати актеры остаются в белье.

Отсутствие декораций и эпатирующих сцен позволяют максимально сконцентрироваться на драме героев. Любовный треугольник, геометрически идеально вписавшийся в треугольное пространство сцены, разыгран с почти филигранной тонкостью.

Домогательства Жюли к Жану происходят на глазах у Кристины, которая в силу положения не может вмешаться, но свое состояние Кристина Исайкина отыгрывает лицом, по которому бегут слезы. Лилия Волкова заставляет зрителей балансировать между раздражением стервозностью ее героини и сочувствием.

И хотя спектакль идет без антракта полтора часа, этого хватает, чтобы понять, что в определенных обстоятельствах социальное неравенство стирается. Все мы одинаково любим, страдаем… И все в той или иной мере несвободны.

Пьеса «Фрекен Жюли» была написана шведским драматургом Августом Стриндбергом в 1888 году, но ее действие можно без труда перенести даже в сегодняшнюю Россию. Некоторые вещи не меняются.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

3 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

4 часа назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

6 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

8 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

10 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

13 часов назад