«Тарзан, человек-обязьяна» (1981). Фото: Mary Evans/TASS
Пророк киберпанка Уильям Гибсон утверждал, что своим творческим становлением обязан двум писателям по фамилии Берроуз. Один из них – Уильям Сьюард Берроуз, легенда контркультуры, автор «Голого завтрака» и дедушка панк-рока. А другой – Эдгар Райс Берроуз, классик фантастической и приключенческой литературы, подаривший миру Джона Картера и Тарзана.
Первый фигурировал в печально известном провале 2012 года, который принес студии Disney убытки в $200 млн, похоронил потенциальную франшизу, а заодно и карьеру Тейлора Китча. Второму же посвящено не только 24 романа Э.Р. Берроуза (Картеру – «всего» 11), но и многочисленные фанфики, комиксы, радиопередачи, сериалы, театральные постановки и видеоигры, а также, конечно, кинофильмы. От популярных – вроде диснеевского мультика 1999-го и блокбастера с Александром Скарсгардом 2016-го – до позабытых. Именно на второй категории мы сейчас и сосредоточимся, выбрав из этой богатой коллекции самые специфические картины о диком человеке.
Ранние фильмы о Тарзане более-менее адекватно следовали книжному паттерну. Сын знатных родителей Джон Клейтон, брошенный бандитами где-то в Африке и ставший сиротой, воспитывается обезьянами и вырастает в их лидера. Потом встречает девушку (Джейн), влюбляется, испытывает экзистенциальный кризис из-за несовместимости своей дикости с ее цивилизованностью, но все кончается хорошо, ибо они решают жить душа в душу в тропическом лесу. На этом знакомство большинства людей (не считая оголтелых фанов Эдгара Райса) с историей Тарзана завершается.
Если же кто-то осилил сагу до эпизода под номером 9, то вряд ли забыл бы эпичную обложку романа «Тарзан и золотой лев», на которой герой красовался в грозной позе в компании, собственно, льва. Тарзан приручал львенка, ввязывался в разборки племен и сталкивался со своим двойником – достаточно своеобразный сюжет, чтобы привлечь внимание к немой экранизации 1927 года, где ведущая роль в первый и последний раз досталась Джеймсу Пирсу, спортсмену и футбольному тренеру – вскоре он станет зятем Берроуза. Тарзана действительно сопровождает ручной лев Джаб, с которым изрядно намучились дрессировщики, одного из туземцев играет Борис Карлофф в блэкфейсе, человек-обезьяна в звериной шкуре через плечо вместо привычной набедренной повязки противостоит зловещим идолопоклонникам – на удивление азартное кино, достойное толкового ремейка.
В 1930-х Тарзана подхватила студия Metro-Goldwyn-Mayer, завербовав на главную роль пловца Джонни Вайсмюллера, который исполнил ее в 12 фильмах и создал своего рода канон. Джейн (Морин О’Салливан) зазывала бойфренда в Лондон еще в «Человеке-обезьяне», но воздухом цивилизации ему удалось подышать только спустя 10 лет, в шестой части цикла MGM: в обществе Джейн и шимпанзе Читы Тарзан отправился в Большое яблоко на поиски приемного сына Боя, которого похитил владелец цирка, дабы выстроить вокруг него новое шоу. Конфликт дикаря и урбана – расхожий прием, но ценность «Приключений Тарзана в Нью-Йорке» в том, что серия (и сам Вайсмюллер) наконец раскрыли комедийный потенциал. Благодаря в том числе ужимкам Читы, потешного сайдкика на полную ставку.
Тарзан чуть не переворачивает такси, пытаясь проникнуть в салон, принимает душ в элегантном костюме, издавая на радость публике фирменный вопль, влипает в другие нелепые ситуации, и все это куда смешнее какого-нибудь «Джорджа из джунглей». А ближе к финалу взрывается улетный экшен, которому позавидовали бы Итан Хант и Кинг-Конг. Вайсмюллер карабкается по отвесной стене небоскреба, бегает по крыше, а вдобавок прыгает в воду с Бруклинского моста – один из самых впечатляющих эпизодов тарзаньей франшизы! Все, напомним, ради того, чтобы спасти сына, в нужный момент натравив на преследователей группу слонов. Классное приключение, доказавшее, что не только на носорогах кататься да с крокодилами драться король джунглей горазд.
Во время Второй мировой Тарзан расстался с Джейн, успешно приструнил немцев-интервентов и отыскал сыворотку для изготовления лекарств, дав отпор нацистским шпионам. В 1945-м пассия человека-обезьяны вернулась и нырнула с ним в очередную авантюру. Началось все с того, что Тарзан спас от пантеры ослепительную красавицу-амазонку. В процессе девица травмировалась, и галантный кавалер понес ее на руках в град амазонок, где подобных красоток пруд пруди. Возглавляла их суровая мадам (ее сыграла уроженка Тулы Мария Успенская), с которой вскоре столкнется команда археологов, прибывшая сюда с недобрыми намерениями.
Из-за разлуки Тарзана и Джейн в паре предыдущих фильмов романтическая искра серии стала угасать, чего продюсеры не могли допустить. Поэтому к нашим услугам целый цветник: и новая Джейн в исполнении Бренды Джойс, и бессовестно сексуализированные обитательницы джунглей (ростом строго от 180 см) – красноречивая иллюстрация популярного архетипа и одновременно гимн матриархату. На продуманную символику и костюмы любо-дорого смотреть: ремни, браслеты, пояса и повязки, созданные по индивидуальным меркам каждой из 75 амазонок, щедро насыпают колорита и без того занятной картине. Неудивительно, что жадные бледнолицые позарились на сокровища диких женщин. Но Тарзан, периодически карающий тех, кто угрожает шаткому экологическому равновесию, всегда настороже: здесь он заманивает алчных негодяев в зыбучие пески – чтоб неповадно было.
Тему опасных и прекрасных дикарок развил «Тарзан и женщина-леопард». На караван, следовавший из точки А в точку Б, совершено жестокое (все мертвы) нападение. Виновны в этом якобы леопарды. Тарзан подозревает неладное: те атакуют людей крайне редко. Человек-обезьяна расследует инцидент и узнает о существовании культа, чьи приверженцы носят соответствующую леопардовую атрибутику (шкуры для маскировки, когти в качестве оружия) и устраивают жертвоприношения во имя своего божества. А командует ими Леа, которую пылко изображает Акванетта, экзотической внешности звезда опусов категории B.
Критики ворчали, что 41-летний Вайсмюллер уже не то(р)т, и пляски культистов смахивали скорее на зарядку школьников на физкультуре, и вообще это малобюджетная вариация на тему «Женщины-кобры» 1944-го, со временем ставшей классикой жанра в кругу ценителей приключенческого эксплотейшена. Странно, что кто-то воспринимал фильмы о Тарзане настолько всерьез! Ведь на самом-то деле заклинатели змей, коварные жрицы и внезапно злодейский ребенок, брат Леа, сражающийся с Боем, – подходящий набор ингредиентов для диковатой и ничуть не скучной главы.
На заре 1980-х на Тарзана замахнулся Джон Дерек, артист, который снимался с Богартом и Кэгни, а потом переключился на режиссуру. Хотя прославился не искусством, а звездными романами – с Урсулой Андресс, в частности, и Бо Дерек. Последняя была на 30 лет его моложе, что не помешало ей в 19 выйти за Джона замуж и стать его новой музой. В ранних картинах Дерека засветилась Урсула, в поздних – Мэри Коллинз, сменившая это имя на звучный псевдоним Бо. Венцом, если можно так выразиться, их партнерства оказался «Тарзан, человек-обезьяна». Дикарем заделался малоизвестный ныне дебютант Майлз О’Киффи, а Бо сыграла Джейн Паркер. От ее лица и ведется повествование.
Итак, мамзель направляется в Африку вместе с батей-охотником, которым стал респектабельный британец Ричард Харрис (снимавшийся у Антониони, Пекинпа, Иствуда, а под занавес карьеры побывавший Дамблдором в первых двух «Гарри Поттерах»). Но респектабельность волновала Дерека меньше всего. Поначалу дочь и отец долго обсуждают его прошлые прегрешения, но Джону явно не терпится дать уже наконец кадры, где Бо купается в чем мать родила. Далее Тарзан и Джейн продолжат смешно обжиматься, будто в дешевой эротике, пресса «Человека-обезьяну» безжалостно испепелит, а Бо отхватит «Золотую малину» за худшую роль. Однако при всех сомнительных моментах (вроде финальной кутерьмы с орангутаном) похотливая расхлябанность этого «Тарзана» вызывает не раздражение, а снисходительную ухмылку: недаром Роджер Эберт комплиментарно окрестил его «Голубой лагуной» со слонами».
Тарзан практически не покидал гостеприимных африканских земель, но в «Трех испытаниях» (1963) долг занес его в Таиланд, а годом ранее ему довелось спасать слоников в Индии; в обоих фильмах ведущая партия досталась Джоку Махони. «Тарзан едет в Индию» и местным актерам дал поиграть, а в 1985-м человек-обезьяна воскрес уже в полноценной болливудской постановке на хинди, где лавстори разыграли Хемант Бирдж и Кимми Каткар (Джейн aka Руби). Естественно, с положенными песнопениями и плясками у костра, из-за которых «Приключения Тарзана» растянулись на два с половиной часа. Битком набитых пикантными сценами, что превратили Каткар, знойную женщину, мечту поэта, в секс-символ.
То она в белоснежном просвечивающем платьишке выскальзывает из воды (где-то возликовали Дереки), то пританцовывает в окружении диких зверей, перекусывая между делом бананом, то облачается в откровенный наряд кораллового цвета и милуется с Тарзаном на пляже. Даже когда она извивается в кольцах огромной змеи, томно вскрикивая, это все равно выглядит эротично. Имеет ли тут какое-то значение сюжет, в котором Тарзана похищают и заставляют выступать на цирковой арене? Разумеется, не имеет. Поскольку слону ясно, что в финале влюбленные, старательно изображавшие страсть, просто обязаны укатить на этом самом слоне в светлое будущее. Под аккомпанемент легендарного животного вопля.
Роман Ричарда Османа «Клуб убийств по четвергам» давно вызывал горячие обсуждения: четверка пожилых жителей элитного дома престарелых решает расследовать убийства,…
«Форт Боярд» – теперь полностью наш: стартовали съемки нового экстремального телевизионного шоу «Форт. Возвращение легенды». Ведущим его назначен один из…
В Московском Губернском театре традиционный сбор труппы начался с почетного награждения. Художественному руководителю Сергею Безрукову вручили медаль Министерства обороны России…
Последний месяц лета выдался для столичных театров насыщенным. Несмотря на то что новый сезон только начинается, многие коллективы уже успели…
К началу нового учебного года «КиноРепортер» собрал 13 проектов, действие которых разворачивается в стенах необычных учебных заведений, – от шпионской…
Классическая трагикомедия Жан-Батиста Мольера «Дон Жуан» впервые появится на сцене Театра на Трубной. Премьера приглашает зрителя вступить в дискуссию о…