Фото: Елена Лапина
«Тартюф» на сцене «Под крышей» начинается так буйно и рьяно, что, кажется, крышу эту вот-вот сметет. Жанр спектакля обозначен как «Трагифарс. Кино» и его пролог музыкой, драйвом и пестротой отсылает к началу фильма «Великая красота» Паоло Соррентино с его неистовым разгулом. Юбилей, 360 лет великой пьесе Мольера, чем не повод для бурного веселья?
Камерное пространство зала переосмыслено: зрители рассажены по обе стороны вытянутой в виде подиума сцены. Как на теннисном матче публика то и дело вертит головами вправо и влево, ведь по обе стороны здесь есть на что поглядеть. От края к краю движется внимание зрителя, из крайности в крайность бросает его спектакль: «Тартюф» в постановке Евгения Марчелли начинается с громкой радости, постепенно и неуклонно углубляясь в тихие печали одной семьи. И число 360 здесь не о ветхости пьесы и поднятых в ней проблем, а про всенаправленный (360°) угол обзора…
Первый акт разыгрывают на полу, усыпанном мишурой, блестками, конфетти и игрушками-пищалками, на которые то и дело наступают артисты. В атмосфере праздника без перерыва, ослепляющих огней стробоскопа и вереницы карнавальных костюмов чувство праздника притупляется. Эта вопящая вечеринка разыгрывается в густом черном задымленном пространстве зала, как пир во время чумы. На беспутства и бедлам с укоризной взирает героиня Ольги Остроумовой, чей один только взгляд и поза противопоставляются дискотечному угару. «Простите, а вы уходите?» – спрашивают у статной г-жи Пернель. «Мои проводы совершенно лишние!» – чеканно произносит она.
Во втором акте всех «обмишурившихся» вычищают: изобильность сменяется скудостью. После шальных празднеств наступает неминуемое похмелье и пустота. И только свято место пусто не бывает, его спешат занять ловкачи вроде Тартюфа (Виталий Кищенко), остро чувствующего запах наживы.
Двухчасовой спектакль с антрактом представляет собой театрально-психологическую лабораторию, в которой литературные персонажи интерпретируются с точки зрения сегодняшних реалий. Мольеровский текст, намеренно лишенный рифм, а значит, дистанции его восприятия, рифмуется здесь разве что с современностью. Суровую прозу жизни здесь не поэтизируют. Растянутый в пространстве (а в отдельных эпизодах и во времени) спектакль крайне поляризован.
В каждой сцене, даже любовной, здесь нагнетается противостояние, которое в финале венчается не чьей-либо победой, а «ничьей». Можно лишь с уверенностью утверждать, что зрители не в числе проигравших, наблюдая за игрой мэтров – Ольги Остроумовой, Виталия Кищенко, Валерия Яременко и будущих звезд. Так, Дарья Балабанова и Анна Михайловская уверенно и ярко существуют на сцене, прорисовывая тему женственности, перерождающейся в мужественность.
В «Тартюфе» женские образы выведены на первый план. Женщины здесь движут действие, придумывают выходы из затруднительных положений, манипулируют, страдают, борются, выгорают и, не желая жертвовать любовью, в итоге жертвуют собой.
Постановка намеренно очищена от мольеровских острот, пикантности, блесток афористичных фраз и эффектных артистических кунштюков. Вычищен из пьесы и религиозный компонент. Нет здесь ни памфлетности, ни обличительности, ни фрондерства. Здесь присутствует театральная острота иного рода. В центре сюжета – нравы и характеры, то самое «человеческое, слишком человеческое» со дна души, куда не проникает свет. От загульной ночи до ночи откровений и расплаты движется спектакль, в котором много разноцветных огней, но нет просветления.
От классической пьесы Мольера протягивается нить к бестселлерам психолога Эрика Берна: здесь и «Игры, в которые играют люди», и «Люди, которые играют в игры». Актеры разыгрывают мольеровский эпизод, а затем словно бы сами пытаются постичь мотивации своих персонажей, пробираясь через лабиринт слов и то и дело натыкаясь на очередной тупик. Не все эпизоды этого психологического сеанса равноценны, но сам режиссерский опыт по преодолению хрестоматийности и каноничности пьесы оказывается удачным.
«Все мы сопротивляемся», – говорит Эльмира о конфликте ума и сердца, мысли и чувства, желания и благоразумия, духовного и телесного, мужского и женского. При всей внешней сдержанности спектакля и отсутствии каких-либо откровенных сцен «Тартюф» в версии Марчелли получился очень плотским и физиологичным. Все возвышенные слова и мысли здесь разбиваются о земные человеческие порывы. «Небеса я беру на себя», – плотоядно говорит Тартюф-Кищенко, сбрасывая маску ханжи.
Пьеса Мольера здесь лишь отправная точка, а не путеводная звезда. Ревнители классики могут посчитать, что великий текст измельчен в «трагифарш», а не чуждые экспериментальным трактовкам зрители оценят, как изобретательно и актуально комедия превращена в психологический триллер. Без оглядки на мольеровскую эпоху, но в попытке вглядеться в день сегодняшний. Но как бы ни была далека от первоисточника театральная интерпретация Марчелли, в главном она верна авторской мысли: частенько те, кого выбирают образцами для подражания, на поверку оказываются образинами…
В финале спектакля расположенные друг против друга ряды публики символически соединяются стульями, на которых рассаживаются актеры, в какой-то момент становящиеся зрителями. Историю об обмане и лицемерии завершает судебный пристав (Алексей Шмаринов). Приводимый им в исполнение приговор справедлив и милосерден, но счастливый финал он не сулит. Может быть, потому, что высший суд у персонажей, да и у всех за ними наблюдающих, еще впереди?
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…