Фото: Пресс-служба Театра Наций / Вадим Гортинский
В Театре наций продолжают помещать классику в непривычные временные рамки. На этот раз действие мольеровской пьесы перенесено в современную Францию. Что, разумеется, влечет за собой путаницу: куда в таком случае прикажете деть монарха-абсолютиста, который в оригинале играет роль deus ex machina?
С другой стороны, иные времена требуют иных мер. И иногда эти меры даже превращаются в новый канон. Так, за последние годы Тартюф изрядно помолодел: в большинстве современных постановок, во всяком случае, российских, его изображают уже не дряхлым плутом, а энергичным юношей, воплощающим абсолютное зло.
В эту парадигму прекрасно вписывается Сергей Волков, который выводит своего героя с такой светлой кротостью, что в момент его первого появления на сцене невольно задаешься вопросом – не имеет ли место наговор? Мироощущение Тартюфа прекрасно иллюстрирует цитата другого классика: «Я вовсе не хочу знать, что говорят за моей спиной, я и без того о себе достаточно высокого мнения», а его поведение в чужом доме подкрепляет безусловная поддержка патриарха.
Оргона Игорь Гордин выводит с поразительным чистосердечием: его любовь беззаветна, его неверие сражает наповал. Широкие жесты в сочетании с выверенными манерами задают комический фон, на котором практически теряются остальные домочадцы.
В их числе резкий максималист Дамис (Глеб Шевнин), который гоняет на мотоцикле и курит электронную сигарету, взбалмошная Марианна (Мила Ершова), не выпускающая из рук телефон, и отчаявшаяся Эльмира (Аня Чиповская) – воплощение супружеской покорности. Потягаться с хозяином может разве что пылкая Дорина (Анастасия Лебедева), возглавляющая пул горничных, но и ее Оргон осаживает достаточно резко.
Непререкаемым авторитетом для него остается лишь мать: в Пернели (Ольга Науменко, в другом составе – Ирина Купченко) он видит сначала уверенного сторонника, а потом столь же непримиримого врага, в котором, как в кривом зеркале, узнает собственное упрямство. Гордин превращает своего героя не в зрелого мужа, но в расстроенное дитя, и не может не тронуть та естественность, с которой он утирает слезу досады.
Наивность Оргона обнажает его тотальную беззащитность, но от внутреннего ребенка ему передается и интенсивность переживаний. В тот момент, когда комедия отходит на второй план, на сцене схлестываются две злобы. Тихая и расчетливая – у Тартюфа, осознавшего собственный провал и пережившего публичное унижение. Громкая и сносящая все на своем пути – у Оргона, лишенного способности мыслить стратегически. И заметно измученного: слишком много душевных сил отняло у него осознание предательства и собственных заблуждений.
Переживания герои выражают новым языком – специально для этого режиссер Евгений Писарев заказал свежий перевод, в котором проскакивают и отступления в прозе, и стилистические новшества. Валеру (Даня Киселев), например, очень идут растерянные «блин» и «че», а Оргон, изумленно отпускающий «Я почти готов ругаться матом», вызывает в зале искренний смех.
За более-менее классическую подачу, помимо Дорины, отвечает Клеант. Играющий его Денис Суханов в недавнем «Фаусте» доказал, что мастерски работает со стихотворной формой. Повадки Мефистофеля он, кажется, привнес и сюда: манерная изнеженность, капризный тон, характерная мимика и даже вредные привычки – утро он начинает с бутылочки красного вина.
За три часа это семейное драмеди почти не теряет темпа: потенциальные паузы заполнены шумом телевизора, транслирующего то заседания французского парламента, то мультфильмы, то концерт Элтона Джона. Узнаваемые шлягеры тоже в наличии – и, к удовольствию зрителя, потанцевать жители этой роскошной квартиры совсем не против, учитывая, что балы и приемы оказались под запретом.
С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…