Кино

«Тар»: Мастер-класс от Кейт Бланшетт, или Как заставить всех тебя ненавидеть

«Тар» начинается с финальных титров. Эта закольцовка – простой и одновременно изящный режиссерский ход – станет кристально ясной через два с половиной часа. А пока у зрителя есть последняя возможность насладиться чем-то медитативным: через 5 минут на него будут сыпаться справки из «Википедии», язвительные комментарии Лидии – гениальной женщины-дирижера, возглавляющей Берлинский филармонический оркестр, и бесконечные задачи, с которыми ей предстоит справиться. А еще классика – в нежном, агрессивном и всеобъемлющем исполнении настоящего оркестра, щекочущие нервы загадки и ритуалы, неисполнение которых мгновенно выбивает Тар из колеи.

Провести занятия в Нью-йоркской школе искусств, отрепетировать Пятую симфонию Малера в Берлине, разобраться с обидчиками дочери в школе, найти виолончелистку для оркестра, заменить старого помощника, свыкнуться с мыслью о том, что бывшая подопечная совершила самоубийство, удалить тревожные письма из электронной почты. Детективная составляющая в «Тар» – неровный пунктир, теряющийся в суете будней и буквах, не желающих складываться в причудливые анаграммы, но в конце концов приводящий Лидию в судебный зал для дачи показаний.

Тревога – внутренняя и внешняя – столь же неизбывна. В темноте квартиры, посреди глухой ночи Тар кажется, что рядом кто-то незримо присутствует – запускает метроном, насылает сюрреалистичные видения, медленно разрушает жизнь, словно желая отомстить за что-то. Личная вендетта вполне заслуженна, но единственный, кто на самом деле разрушает жизнь Лидии, – она сама.

Даже мемуары с громким названием «Тар о Тар» навевают ассоциации с греческой мифологией. Для Лидии, полиглота, без запинки выдающего термины на всех языках мира, это, пожалуй даже слишком просто. А вот таинственно исчезнувшая помощница упорно видит в ее имени «крысу» – tar легко превращается в rat.

Вопрос интерпретации в фильме Тодда Филда вообще стоит необычайно остро. В совершенно фантастическом эпизоде Лидия буквально на пальцах объясняет, как может меняться восприятие одной и той же музыки, играя прелюдию Баха для студента, который не выносит творчество «белого цисгендерного композитора, страдающего мизогинией». 

В вымышленном байопике режиссер скрупулезно занимается интеллектуальным отзеркаливанием реальности. Эпоха #MeToo и гранты для талантливых женщин-дирижеров здесь противопоставляются явной авторитарности Тар – она вечно повторяет, что «здесь вам не демократия». Умение уничтожить себя на глазах у всех и гениальность на грани – потаканию собственным слабостям, на которые окружающие закрывают глаза. Цифровой вуайеризм рифмуется с вековыми трудами, доступ к культуре – с культурой отмены, образ равнодушной стервы, которая выше всего этого – с аккуратно вырезанными газетными рецензиями.

За дружеским обедом ученица Бернстайна обсуждает с менее успешным коллегой не новую этику, но новую догму – «обвинен – значит виновен», а через пару минут с напускной бесстрастностью интересуется у собеседника, уж не сравнивает он нацизм с неподобающим поведением. Почти что триеровское «ты виновен, если родился мужчиной».

С тем лишь отличием, что Лидия – женщина. Которая не стесняется злоупотреблять своим положением: по карьерной лестнице она поднимается, вступая с отношения с нужными людьми, а позже формирует круг собственных любимчиков, вызывая у окружающих весь спектр отрицательных эмоций. А еще не сдерживается в выражениях (чувств в том числе) и с легкостью отстраняется от тех, кого ранила – одержимость Лидии Тар быстро сменяется с плюса на минус. А невыносимая тяжесть таланта раз за разом запускает новый цикл – что дозволено Юпитеру…

Первый за 16 лет фильм Тодда Филда, автора обыденных трагедий «В спальне» и «Как малые дети», в итоге оказывается еще одной затяжной, но при этом филигранно сконструированной историей о человеке, с которым вы бы никогда не хотели встречаться. Самое главное – не лишенной здоровой иронии, за счет которой картина не скатывается в непроглядные потемки души человеческой.

Конечно, экспрессивные героини у Кейт Бланшетт были – в недавнем «Куда ты пропала Бернадетт?» эксцентричный архитектор сбегала от семьи, чтобы разобраться в себе. Но Тар разбираться в себе не хочет, равно как не хочет знать свои прошлое и будущее. Одно сплошное «Куда идешь, Лидия?». Впрочем, как говорит сама героиня, вопрос всегда интригует сильнее ответа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

31 минута назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

16 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад