Кино

Держи ритм: Фильмы о танцах и танцорах

В прокат выходит документальный фильм Solo о танцорах, которые надеются когда-нибудь исполнить сольный номер в своем жанре. Они – профессионалы, которые не видят своей жизни без движения. А страсть, с которой они танцуют и говорят о своем деле, побуждает записаться в ближайшую секцию. Ну а чтобы определиться с предпочтениями, «КиноРепортер» собрал лучшие фильмы о профессиональных танцах.

«Весь этот джаз» (1979)
Джазовый танец

Боб Фосси – гениальный хореограф, который практически придумал джазовый танец. Однако одной лишь сценой талантливый человек ограничиться попросту не может: Фосси как режиссер подарил миру «Кабаре» («Оскар» за лучшую режиссуру), «Милую Черити» (три номинации на «Оскара»), «Ленни» (6 номинаций на «Оскара») и «Весь этот джаз» («Золотая пальмовая ветвь» в Каннах). Кроме того, он адаптировал сценарий к фильму-мюзиклу «Чикаго» (2002), однако в этот раз дело ограничилось лишь номинацией.

«Ведь этот джаз» – в некотором роде биографическая лента: в центре сюжета – талантливый и эгоцентричный хореограф Джо Гидеон. Ему не везет с женщинами (или женщинам с ним?), а потому подле него никто не задерживается, и рабочий музыкально-танцевальный равномерно приправлен встречами с женой, любовницей, дочерью… И только с таинственной музой, которой Джо может довериться, кажется, повезло – она ничего не ждет и не требует. Возможно, она и освободит замученного жизнью, трудоголизмом и вредными привычками режиссера. Если он, конечно, будет готов.

А он не только готов – он, кажется, давно живет в ожидании инфаркта и даже не притормаживает на финишной прямой. Итогом фильма становится блестящее шоу – плод воображения умирающего Гидеона, напрочь лишенный мрачных красок предсмертного состояния. Изображая идеальный для себя конец, Боб Фосси совместил потрясающую хореографию, музыку, драматическую составляющую ради прекрасной и грустной кинематографической феерии. И заслуженно получил главный приз Каннского кинофестиваля – «Золотую пальмовую ветвь».

Стиль «Фосси» – неофициальное название вида джазового танца с элементами бурлеска и водевиля, который придумал и проработал Боб Фосси. Особенности: четкие позы, проработанные жесты кистей, плеч, ступней и скользящие движения тела, будто не зависящие от гравитации.

«Танец-вспышка» (1983)
Брейк-данс и балет

Главная героиня фильма Алекс выживает в мире мужчин. Работает сварщиком (!) днем, танцует экзотический стриптиз вечером. А мечтает заниматься балетом. Однако, несмотря на крепкую поддержку со стороны своей наставницы – в прошлом тоже балерины, – девушка избегает прослушиваний, боясь провала. Но в конце концов в жизни каждой Золушки появляется фея и/или принц. Хозяин сталелитейного завода, увидев танец Алекс, знакомится с ней, а затем и предлагает свою помощь в организации прослушивания. Перенервничав, девушка сначала совершает ошибку и падает, однако, собравшись, она все-таки сдает вступительный экзамен в танцевальную школу мечты.

Этот фильм положил начало свободному самовыражению в танце: в кульминационном «номере» Алекс импровизирует, используя техники нескольких разных стилей, как брейк-данс, балет и стрип-пластика. Отсюда и название: танец-вспышка – это нечто непредсказуемое и прекрасное.

Наследие картины поражает: его цитировали музыкальные исполнители в десятках разных клипов, а случайность в виде свитшота Дженнифер Билз с чрезвычайно широким горлом превратилась в главную одежду для танцев. Поп-икона Дженнифер Лопес создала клип на песню I’m Glad, в котором покадрово скопировала некоторые эпизоды «Танца-вспышки» (за что, правда, получила судебный иск, но это не считается). Но песня Flashdance… What A Feeling, прозвучавшая в сцене прослушивания, получила «Оскара».

Балет – вид театрального танца, в котором исполнитель посредством движений передает те или иные эмоции.

Брейк-данс – спортивный уличный танец, относится к культуре хип-хопа и представляет собой смешение элементов пластики, акробатики и силовых трюков.

«Кордебалет» (1985)
Кордебалет

Бродвей – предел мечтаний для многих танцоров, и персонажи «Кордебалета» не исключение. Однако после ряда прослушиваний возьмут только восьмерых. После предварительного отбора кандидатов осталось вдвое больше, но все они настолько хороши, что отсеять их быстро не получается. Тогда режиссер Зак просит каждого танцора рассказать о себе (кстати, к аналогичному приему прибегнул Гаспар Ноэ в начале фильма «Экстаз»).

Каждый рассказ – это музыкальный номер, в котором при помощи песни и танца человек воссоздает историю своей жизни. Откровенную, болезненную, непростую. «Кордебалет» напоминает о том, что танец, несмотря на красоту исполнения и синонимичность празднику жизни, – это труд, преодоление, а порой настоящая борьба за выживание.

В основу фильма лег одноименный бродвейский мюзикл, хореографом которого был Майкл Беннетт. Голливудские продюсеры были заинтересованы в экранизации еще до премьеры постановки, но практически все режиссеры, которым предлагали работу над фильмом, отказались. Причина одна: сложно перенести постановку на экран. Однако в 1984 году проектом занялся Ричард Аттенборо – и киноадаптация удалась. Правда, при всех своих номинациях (три на «Оскара», две на «Золотой глобус» и две BAFTA) фильм не получил ни одной награды.

Кордебалет – ансамбль балетных артистов, исполняющих групповой номер (в оригинале фильм называется The Chorus Line). По сути, фильм Аттенборо посвящен тяжелой борьбе талантливых танцоров за место под соснами, но не иллюстрирует кордебалет в его классическом понимании.

«Грязные танцы» (1987)
Мамбо/сальса

Курортный пансионат, 1960-е. В один из вечеров девушка (Бэби) наблюдает за выступлением танцоров, специально нанятых для развлечения постояльцев. Заинтересовавшись, она в тот же вечер приходит на «подпольное» мероприятие – вечеринку, где персонал отеля от души и со страстью танцует… И встречает там Джонни – профессионального танцора, который вскоре станет ее партнером не только в «грязных танцах», но и в любви.

Фильм оказал мощное влияние как на поп-культуру, так и на интерес к полным эротизма парным танцам. Более того, финальный номер Бэби и Джонни по сей день служит основой для профессиональных выступлений и даже для свадебного «первого танца». А песня (I’ve Had) The Time Of My Life, прозвучавшая в этом эпизоде, даже получила «Оскара». Интересно, что поддержки, ставшие главным украшением последнего выступления в фильме, были заимствованы из танца модерн. А вращения, объятия, ритмичные шаги – это уже черты латиноамериканских танцев, как мамбо, румба и сальса.

Отличие «грязных танцев» (англ. dirty dancing) от классических в том, что они более интимные и страстные, а еще – в том, что так в середине XX века танцевал рабочий класс (читай – афроамериканцы, латиноамериканцы). По сути, фильм популяризует танец, который присущ определенной социальной прослойке. Хотя грязные танцы как таковые в фильме появились лишь в одной сцене: во время вечеринки в пансионате.

Мамбо, как сальса, румба и другие латиноамериканские парные танцы, зародился на Кубе. Представляет собой смешение джаза и афро-кубинских мотивов, отличается четким ритмом. Мамбо попал в США с темнокожими рабами, которые после тяжелой работы расслаблялись при помощи танца под ритмичную музыку. Но его происхождение долгое время скрывалось в связи с его популярностью у белокожего населения в эпоху расцвета расизма.

«Шоугерлз» (1995)
Стриптиз

Стриптиз бывает профессиональным: для него требуется крепкая растяжка и хороший характер. Именно этот откровенный танец – и несколько его разновидностей – можно считать главным героем, а точнее, антигероем в самой недооцененной картине Верховена. По сюжету, Номи приезжает в Лас-Вегас, чтобы добиться успеха, однако вынуждена поначалу заниматься стриптизом. Девушка достаточно упорна, чтобы все-таки попасть в бурлеск-шоу. Но, оказавшись «за кулисами» шоу-бизнеса, Номи понимает, что криминал там расцветает еще более пышным цветом, чем ее уличное прошлое.

Бедняжка сотню раз за фильм повторила: «Я танцовщица», а ее то в стриптизерши запишут, то в проститутки, то в воровки. По иронии судьбы так же было и с самим фильмом. Все критики, как один, называли его пошлостью и порнографией, а зрители неожиданно превратились в пуритан. Голливуд не понял или не захотел понять Верховена, но за режиссера уже успела отыграться его героиня Номи, которая покинула грязный бизнес ради полноценной реализации. Сейчас «Шоугерлз» носит культовый статус, а в свое время получил рекордное количество антипремий «Золотая малина». Зато до сих пор является единственной картиной со «взрослым» рейтингом NC-17, которая получила широкий прокат.

Режиссер Пол Верховен и сценарист Джо Эстерхаз (он же писал сценарий для картины «Танец-вспышка») выслушали истории 50 танцовщиц, чтобы использовать их как основу для реалистичного сюжета. А исполнительница главной роли Элизабет Беркли танцевала в туфлях на каблуках по 16 часов в день и после съемок уволила агента, потому что итогом такого труда стала фактическая «отмена» актрисы в Голливуде: ее просто не брали в большое кино. Однако «Шоугерлз» стал не только неприглядным портретом шоу-бизнеса, но и показал, что танец – а именно ради него Номи трудилась до потери пульса, – может быть очень разным, а его откровенность не умаляет таланта исполнителя.

Стриптиз – эротический танец, который делится на несколько видов. Например, стрип-пластика не предполагает раздевания, зато требует от исполнителя хорошей физической подготовки. А стрип-дэнс включает элементы акробатики и современной хореографии. Общий танцевальный номер в «Шоугерлз» можно отнести к стилю бурлеск.

«Давайте потанцуем» (2004)
Бальные танцы

В фильме, где Дженнифер Лопес и Ричард Гир страстно танцуют, прекрасно все: и музыка, и актерский состав, и, собственно, танцы. Однако этот ромком достоин особого внимания еще и потому, что работает с шаблоном. Если помните, главный герой Джон стыдился того, что увлечен танцами. Более того, на фоне прекрасной жизни с любящей женой и хорошей работой он даже не осознавал, чего ему не хватает. А потому, увидев через окно электрички Паулину, он в один прекрасный вечер принял решение не ехать домой.

Девушка, однако, встретила Джона бойко: с порога заявила, что на романтику не настроена, зато научит мужчину танцевать. Тот попробовал и… больше своей жизни без танца представить не мог. Но он так стеснялся своего (по шаблону не мужественного) увлечения, что жене так и не смог признаться. Дело решил случай, и в конце концов все стало на круги своя, а Джон продолжил танцевать – но уже с любимой женщиной.

Первое, что вспоминается по поводу этого фильма, – страстное танго, но мы уже посвятили ему целую подборку, поэтому поговорим о других парных танцах. Например, Паулина учит Джона танцевать вальс, учит правильной поддержке, помогает ему выразить чувства через движение. Пожалуй, это главное свойство танца – освобождать разум, чувства, становиться собой и наслаждаться процессом. И Джон через новое хобби находит наконец себя.

Бальный танец – это наиболее чувственный парный вид танцев, который прежде было принято исполнять на балу (оттуда и название). Особенность стиля в том, что основные движения исполняются только через контакт двух партнеров. К классическим бальным танцам относятся вальс, фокстрот, танго, квикстеп и так далее. 

«Шаг вперед» (2006)
Брейк-данс и балет

Фильм рассказывает историю «барышни и хулигана», у которых есть общая страсть: танцы. Пока Тайлер моет полы, отрабатывая свое наказание, Нора активно тренируется, чтобы получить работу после танцевальной школы. Однажды Тайлер видит девушку во время занятий и привносит в свой уличный танец элементы балета, да так виртуозно, что в конце концов этот симбиоз становится основой для группового выступления.

Нора это видит, и когда ее партнер получает травму, она обращается к уличному танцору. Между ними пробегает искра… Да такая, что Ченнинг Татум и Дженна Дуан после съемок в фильме поженились. Ну а дальше все как в сказке: пара создает потрясающий танец, Тайлера берут в школу, а Нора получает работу.

Исполнители главных ролей профессионально занимались танцами и до съемок в фильме, а потому им не пришлось выворачивать себя наизнанку, чтобы исполнить танцевальный номер на экране. Однако если рассматривать фильм в отрыве от танцев – это слабый проект, который разругали критики. Зато кассовые сборы ($114 млн при бюджете $12 млн) говорят о том, что зрителям картина пришлась по душе.

Что же касается стилей, вам не показалось: мы повторяемся. В ленте «Танец-вспышка» (1983) главная героиня совмещает элементы балета и брейк-данса, однако это выглядит как чистая импровизация, а номер рассчитан на одного человека. А вот «Шаг вперед», напротив, предлагает проработанный групповой танец, отточенный до малейших деталей. Парни отвечают за брейк-данс, девушки – за балет, в кульминации коллектив создает смешанный танец с элементами обоих стилей. А на выходе мы получаем полное контрастов и страсти выступление, от которого невозможно оторвать взгляд.

«Экстаз» (2018)
Вог, вакинг, крамп

Картина Гаспара Ноэ отсылает к бесшабашной вечеринке 1990-х, которая закончилась парой смертей. Достоверных сведений нет, однако режиссер и сам бывал на тусовках, где люди «творили всякое», и смог создать путающий бэд-трип длиной в полтора часа. Треть которого, к слову, занимает коллективный танцевальный номер, снятый одним дублем. Персонажи встречаются вдали от города на специальной базе, чтобы как следует отработать номер, ими руководит потрясающий хореограф, и все ладится. До тех пор, пока кто-то не добавляет в сангрию наркотик… 

Ноэ планировал снять фильм с лучшими танцорами Франции – и по сути собрал «команду мечты», перед этим проинспектировав все крамп-батлы и вог-балы Парижа. Ну а на главную роль режиссер выбрал Софию Бутеллу, которая до Голливуда занималась акробатическим хип-хопом. С некоторыми танцорами Гаспар Ноэ был знаком: Лея Вламос, например, как-то раз пригласила режиссера на вечеринку с танцами в стиле вог, где ему и пришла в голову идея снять фильм-танец. А первой, кому Ноэ решил позвонить, вообще была русская вог-танцовщица Шерлин Темпл. Вдобавок во время съемок было решено предоставить танцорам свободу действий – и во всех эпизодах, кроме первого, они импровизировали.

Вог (фр. vogue – мода) – стиль танца, основанный на подиумной походке и модельных позах. Включает манерную походку, быстрые и четкие движения рук, вращения, падения и т.д.

Вакинг (waacking, от англ. whack – удар) – стиль танца под диско-музыку и фанк, эмоциональный, активный и напряженный. Самый грациозный среди уличных танцев.

Крамп расшифровывается как королевство абсолютной силы духовной похвалы, в оригинале Kingdom Radically Uplifted Mighty Praise. Стиль появился как альтернатива уличным дракам в неблагополучных районах США, а потому крамп – синоним силы, максимально энергичный танец, при помощи которого исполнитель избавляется от накопившихся эмоций.

«Суспирия» (2018)
Контемпорари

В центре повествования – юная танцовщица Сьюзи, которая поступила в балетную школу и вскоре должна выступить с номером, который готовит хореограф мадам Блан. Это балет «Фольк», который напоминает ритуальный танец в смешении с балетом и обладает магической силой. Жертвой одного из выступлений, например, становится балерина, которая заподозрила, что школа является прикрытием для кровавого культа. Однако Сьюзи это не пугает: она готова на все ради успеха, да и жертвоприношения ее не смущают. Так она остается в школе, полной ведьм.

Постановкой танцев в фильме занимался хореограф Дамьен Жале: за основу он взял собственный перформанс «Медузы», который представил в Лувре в 2013 году. Лука Гуаданьино выбрал Жале именно после того, как увидел его танец в музее. Интересно, что, работая над «Медузами», Дамьен вдохновлялся оригинальной картиной «Суспирия» (1977) Дарио Ардженто.

Однако в его танце «Фольк» для не-ремейка 2018 года присутствуют некоторые элементы балета «Клетка» (1951) Джерома Роббинса, а также народного индонезийского танца «Саман». Зато из танца Жале Горгоны перекочевали в ленту Гуаданьино под видом Трех Матерей, а костюмы для танцовщиц, тоже позаимствованные у «Медуз», окрасились в кроваво-красный.

Контемпорари (англ. contemporary – современный) – современный сценический танец, сформированный на основе танца модерн. Главная особенность – импровизация и задействование техник из других стилей, в том числе джаз-танца и даже восточных единоборств.

«Эма: Танец страсти» (2019)
Реггетон

Разносторонний Пабло Ларраин в промежутках между байопиками вроде «Джеки» (2016) и «Спенсер» (2021) снимает специфическое авторское кино. «Эма: Танец страсти» – надрывная, отталкивающая и ужасно некомфортная история одной женатой пары на грани развода. Эма – талантливая танцовщица, которая живет, думает и танцует исключительно сердцем.

Ее муж Гастон – хореограф, которому грозит забвение. Он не любит Эму и осуждает ее за то, что произошло с их неудачно усыновленным ребенком. Путь к пониманию и прощению девушка строит через танец страсти и боли и в конце концов надеется вернуть сына, который стал ей нестерпимо дорог за очень короткий срок.

По сюжету, главная героиня отказывается от контемпорари в пользу реггетона и уходит из труппы, чтобы отыскать язык, на котором она выскажет то, что она чувствует. Само явление – реггетон на улицах пустого Вальпараиса в обнимку с огнеметом – превращается в один сплошной отказ от устаревающей парадигмы и поиск нового способа жить в старом мире.

Пабло Ларраин не планировал строить сюжет вокруг конкретного жанра, однако выяснив на Spotify, что топ-10 популярных песен – это латиноамериканский хип-хоп, он же реггетон, режиссер был вынужден взять его за основу. Интересно, что такая музыка регулярно подвергалась критике за сексизм и избыточное внимание к насилию, а в «Эме» реггетон послужил для противоположной цели – спасения чувственной и хрупкой женской души.

Реггетон – сравнительно молодой вид танца. Предполагает активное и раскрепощенное движение, может включат элементы стрип-пластики, латины, дэнсхолла и, естественно, хип-хопа.

Solo (2022)
6 видов танца

Исключение в нашей подборке – документальный фильм о реальных людях, которые мечтают о вершине танцевального олимпа. Шесть танцоров – шесть видов танца: балет, контемпорари, pole-dance, крамп, хип-хоп и вог. Solo дает экскурс в другой, не самый комфортный мир жесткой конкуренции, эйфории, которая сменяется одержимостью, и пластики невероятной красоты.

Собранные в фильме истории отступают от стереотипов: жесткие «мужские» танцы вроде крампа исполняют девушки, танец у шеста – парни. И каждый из них ведет свой рассказ именно при помощи движения, которые на протяжении четырех лет фиксировала бесстрастная камера. А вот режиссер Ольга Панкратова, напротив, со всей страстью подошла к своему проекту. Она профессионально занималась танцами, однако в итоге сделала выбор в пользу режиссуры. Повлияли жесткие стереотипы: общество до сих пор не воспринимает танец как серьезную профессию.

Solo (2022)

Кроме того, Solo в какой-то мере исследует развитие танцевального движения в России, где упор делают исключительно на классику. Уличные танцы в нашей стране не рассматриваются как дело жизни, а потому многие исполнители не получают должной поддержки – даже от самых близких. Однако танцевальное сообщество очень открыто и космополитично, в нем отсутствует разделение по какому-либо признаку, важно лишь мастерство и драматургия танца.

Про танец как явление можно долго и упоительно рассказывать, но, так как его суть в движении, идеальный способ им насладиться – начать танцевать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

12 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

13 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад