Тех, кто знают и любят Гришковца по его моноспектаклям «Как я съел собаку», «Одновременно», «Дредноуты» и прочим, – стоит предупредить сразу: «Между делом» совершенно на них не похож.
И дело даже не в том, что в ней не один, а девять персонажей и полдюжины локаций: прежде всего тут вообще нет этой знакомой по перечисленным постановкам свербящей идеи, что зрителю надо что-то объяснить, втолковать, а значит, по-учительски повторять одно и то же, заходя то с одной стороны, то с другой. Фирменная повествовательная манера Евгения не угадывается ни в одном герое, включая главного — известного писателя Леонида Весневича, которого так и хочется записать в альтер эго автора.
Нет, именно он, безусловно, главный транслятор мыслей Евгения Гришковца. В первой же сцене Весневич воюет с глупой провинциальной журналисткой, задающей убогие и банальные вопросы, и это явно выстраданное лично драматургом – месть всем тем, кто многие годы изводит его на интервью.
Оттоптался Гришковец и на современном искусстве в сцене с галеристкой. Галерея, кстати, называется БУИ, что, конечно, лишний повод поглумиться. И все же знакомых (если не сказать «родных») сбивчивых интонаций в репликах Весневича нет. Более того, у каждого из персонажей есть свой характер, темп и стиль речи.
Автор избежал даже клишированности в изображении женских образов, хотя уж в сцене ссоры с женой пара штампов буквально напрашивалась. Да и генералы (не полковники, которые в названии значатся исключительно по созвучию с пьесой Островского) у него не такие солдафоны, какими могли бы быть. А ведь, казалось бы, изобразить современного Скалозуба – прекрасный способ выплеснуть либеральное недовольство властью и силовиками.
В «Между делом» на удивление нет ни политики, ни актуальной повестки. Друг писателя, генерал Лугин, наоборот, справедливо упрекает того в двойной морали и попытке склонить к должностному преступлению. И пусть кто-то скажет, что это сказка и честных офицеров у нас нет!
Образы вообще выписаны не малярной кистью, а тончайшим колонком. В «Между делом» нет ни хороших, ни плохих, и даже писатель, одержимый благородной миссией по спасению безвестного таланта, не дает себя безоглядно полюбить и сразу в нескольких сценах демонстрирует малосимпатичные черты характера. После того как он «отрецензировал» свой поход в баню, зрители наверняка его осудят и останутся на стороне генерала Коня (вот такая у человека лошадиная фамилия).
Сюжет, кстати, достаточно прост. Популярный писатель, разъезжая по городам и весям, случайно знакомится с работами молодой художницы Зинаиды Серебровой из маленького городка где-то между Новосибирском и Омском. Весневич убежден, что откопал на мусорке бриллиант, подключает знакомства, чтобы запустить карьеру Зины, и тут выясняется, что она в СИЗО по обвинению в хранении и сбыте наркотиков. Этим реально занимался ее бойфренд-музыкант, но влюбленная дуреха взяла вину на себя. И помочь ей отказывается даже большой генерал из прокуратуры: как минимум художница обо всем знала и чистой перед законом не является. Однако Весневич не сдается…
Тут, конечно, напрашиваются рассуждения о гении и злодействе, но Гришковец вновь мастерски уходит от устоявшихся приемов и форм. Достаточно сказать, что Зинаида – основная тема всех разговоров на протяжении двух часов, что идет спектакль, впервые появляется лишь в финальной сцене. И опять же не выглядит белой и пушистой. Если она и гений, то эдакий Моцарт, который, как известно, подарком не был.
Прима театра Таисия Вилкова, которой досталась роль сибирского Бэнкси, прекрасно отыгрывает подростковую взбалмошность, резкие смены настроения и приземленность практически безграмотной девицы и, главное, очень точно реагирует на известие, что долгий срок в тюрьме неизбежен.
Будучи и автором пьесы, и режиссером, Гришковец точно подобрал исполнителей под задуманные им поведенческие паттерны, донес до актеров их задачу и добился естественности интонаций и движений. В спектакле нет «театральщины», реши Евгений завтра снять по этой истории фильм, он выглядел бы на экране, наверное, примерно так же.
Кстати, вышло бы достаточно бюджетно: в постановке не больше 8 локаций, все достаточно простые, что подчеркивает минималистичная сценография Николая Симонова. От сцены к сцене меняется лишь немудреный реквизит: тут географическая карта на стене, тут стремянка, тут столы и стулья… И создать настолько атмосферное и захватывающее действо на практически пустой сцене – тоже надо уметь!
Да и пьеса, написанная в феврале 2020 года, кажется, придумывалась под современные эпидемиологические требования. Ни в одном из эпизодов сюжета не задействовано более трех человек одновременно – и безопасно, и репетировать удобно. Тем более что Гришковец собрал два полноценных состава. На премьере Весневича сыграл свежеиспеченный худрук «Гоголь-центра» Алексей Агранович, и посмотреть на его версию героя – лишний повод сходить в Театр им. Пушкина. Если не попали на него, то еще раз. Скажем, через полгода.
Возможно, открытый финал «Между делом» после второго просмотра считается как-то иначе. В прологе, беседуя с журналисткой, писатель с издевкой выдал штамп про то, что жизнь – лучший сценарист. И это при всей своей банальности – правда. Как знать, не окажется ли, что столь неочевидный авторский посыл повернется за это время на 180 градусов?
Фото: Евгений Смирнов
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…